double arrow

I. ВВЕДЕНИЕ. Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки РФ

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Институт медицинского образования

__________________________________________________

Кафедра внутренних болезней

"Утверждаю"

Декан лечебного факультета

__________ проф. Г.И.Чуваков

"____"_________ 2011 г.

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Дисциплина для специальности

Лечебное дело” III курс

Рабочая программа

"Согласовано" Начальник УМУ _______________ Богдашова И.В. "____"________2011 г. Разработали: д.м.н. профессор Вебер В.Р. к.м.н. доц. Копина М.Н. ________________ "____"________ 2011 г. принята на заседании кафедры зав. каф., проф. Вебер В.Р. _________________ "_____"________2011 г.

I. ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа учебной дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине, отражает современное состояние развития этой науки и учитывает задачи преподавания дисциплины в объеме, необходимом для выпускника медицинского вуза. Без овладения основами этой дисциплины студентами, нельзя рассчитывать на достаточно качественную подготовку специалиста-медика на старших курсах.

Рабочая программа составлена на основании директивных документов:

1. Государственного образовательного стандарта Российской Федерации, определяющего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине;

2. Типовой программы по пропедевтике внутренних болезней для студентов высших медицинских учебных заведений МЗ и СР РФ от 2003 г., г.Москва

3. Учебного плана, определяющего обще число часов и аудиторных занятий по данной дисциплине.

4. Стандарта НовГУ им. Я.Мудрого.

1.1. ЦЕЛЬ:

- обучить студентов-медиков профессиональным навыкам лечебного факультета основам клинической медицины, имеющей основополагающее значение для подготовки врачей всех специальностей, распознаванию важнейших внутренних заболеваний, изучить их этиологию, патогенез, клинику;

- Научить методам дифференцированной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм и основным принципам профилактики и лечения заболеваний внутренних органов.

1.2. Требования к уровню усвоения программы:

1.2.1. Студент должен Знать:

- анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека;

- причины возникновения основных патологических процессов в организме и механизмы их развития;

- основные клинические симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов и механизм их возникновения;

- симптоматологию наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной классической форме;

- основные принципы лечения больных с заболеваниями внутренних органов;

- симптоматологию и основные принципы оказания медицинской помощи при некоторых основных неотложных состояниях.

1.2.2. Студент должен Уметь:

- провести расспрос больного (и/или) родственников и получить полную информацию о заболевании, установив возможные причины его возникновения в типичных случаях;

- провести физическое обследование больного (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение свойств артериального пульса и др.) и выявить объективные признаки заболевания;

- составить план дополнительного лабораторного и инструментального исследования больного;

- самостоятельно диагностировать основные клинические патологические синдромы и обосновать этот диагноз;

- установить клинический диагноз наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной форме, и обосновать этот диагноз;

- расшифровать типичные ЭКГ в 12 отведениях здорового человека, а также больных с простыми нарушениями ритма и проводимости, гипертрофией миокарда желудочков и предсердий, острым инфарктом миокарда и хроническими формами ИБС;

- расшифровать спирограмму, ФКГ при основных формах патологии;

- оценить результаты общего анализа крови, мочи, мокроты, кала, анализа желудочного сока и дуоденального зондирования, плеврального выпота, биохимических анализов крови;

- уметь изложить результаты обследования больного в виде истории болезни с обоснованием предварительного диагноза, оформлением температурного листа и составлением плана дальнейшего обследования больного;

- оказать неотложную помощь при наиболее распространенных патологических состояниях;

- проводить реанимационные мероприятия в случаях возникновения клинической смерти.

1.2.3. Студент должен иметь представление:

- о современных достижениях науки по инструментальному и лабораторному обследованию больных с заболеваниями внутренних органов;

- о современных достижениях науки по этиологии, патогенезу, лечению основных заболеваний внутренних органов.

1.2.4. Обязательные практические навыки:

1. Расспрос больного, сбор анамнеза.

2. Общий осмотр.

3. Осмотр грудной клетки.

4. Пальпация грудной клетки.

5. Сравнительная перкуссия легких.

6. Топографическая перкуссия легких.

7. Аускультация легких.

8. Осмотр области сердца.

9. Пальпация сердца.

10. Перкуссия относительной и абсолютной тупости сердца.

11. Аускультация сердца.

12. Исследование вен и артерий.

13. Исследование артериального пульса.

14. Определение артериального давления по методу Короткова.

15. Осмотр полости рта и живота.

16. Перкуссия живота.

17. Поверхностная ориентировочная пальпация живота.

18. Методическая глубокая скользящая пальпация по методу В.П.Об­разцова и П.Д.Стражеско.

19. Аускультация живота.

20. Осмотр области печени и селезенки.

21. Перкуссия печени и области расположения желчного пузыря.

22. Пальпация печени и желчного пузыря.

23. Перкуссия селезенки.

24. Пальпация селезенки.

25. Осмотр поясничной и надлобковой областей.

26. Перкуссия почек и мочевого пузыря.

27. Пальпация почек, мочевого пузыря и мочеточниковых точек,

28. Пальпация щитовидной железы.

29. Чтение и трактовка результатов спирографии

30. Чтение и трактовка анализа мокроты.

31. Чтение и трактовка анализа плевральной жидкости.

32. Проведение желудочного зондирования. Чтение и трактовка ре­зультатов анализа желудочного сока.

33. Проведение дуоденального зондирования. Чтение и трактовка ре­зультатов анализа дуоденального содержимого.

34. Чтение и трактовка копрологического анализа.

35. Чтение и трактовка биохимического анализа крови.

36. Чтение и трактовка анализов мочи (общего, по Нечипоренко, по Зимницкому, по Аддис-Каковскому).

37. Взятие крови и приготовление мазков.

38. Подсчет числа эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, лейкоци­тарной формулы. Определение СОЭ. Определение гемоглобина, расчет цветового показателя.

39. Чтение и трактовка клинического анализа крови.

40. Антропометрические исследования. Динамометрия. Термометрия тела, регистрация и интерпретация температурных кривых.

41. Техника записи ЭКГ в 12 отведениях.

42. Расшифровка ЭКГ. Трактовка найденных изменений,

43. Расшифровка ФКГ. Трактовка найденных изменений.

1.2.5. Критерии оценки знаний студентов по пропедевтике внутренних болезней

- Оценка «ОТЛИЧНО»:

1) Ответ полный, соответствует стандартам усвоения программы: полностью усвоен материал, последовательно, системно излагает его, без наводящих вопросов.

2) Знает этиологию, патогенез, критерии диагноза изучаемых заболеваний.

3) Свободно владеет принципами лечения.

4) Владеет практическими навыками клинического обследования пациента.

5) Умеет оценивать полученные результаты инструментально-лабораторных методов обследования пациента.

6) Имеет представление о современных научных достижениях и методах обследования в области медицины.

7) Владеет диагностикой и оказанием скорой и неотложной помощи.

8) Владеет необходимыми практическими навыками использования компьютерных технологий в поиске нужной информации в данной области для совершенствования процесса самообразования, дальнейшей учебной, профессиональной или научной работы.

9) В ответе допускает одну-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляет после замечания преподавателя.

10) Свободно ориентируется в обязательной и дополнительной литературе, четко излагает лекционный материал.

- Оценка «ХОРОШО»

1) Ответ недостаточно полный: полностью усвоен материал, последовательно, системно излагает его, но с наводящими вопросами.

2) Знает этиологию, патогенез, критерии диагноза изучаемых заболеваний.

3) Свободно владеет принципами лечения.

4) Понимает патогенетические механизмы развития синдромов и симптомов при основных изменениях в организме.

5) Владеет практическими навыками клинического обследования пациента.

6) Умеет оценивать полученные результаты инструментально-лабораторных методов обследования пациента с наводящими вопросами преподавателя.

7) Владеет диагностикой и оказанием скорой и неотложной помощи.

8) Имеет представление о современных научных достижениях и методах обследования в области медицины.

9) Владеет необходимыми практическими навыками использования компьютерных технологий в поиске нужной информации в данной области для совершенствования процесса самообразования, дальнейшей учебной, профессиональной или научной работы.

10) В ответе допускает три-четыре неточности при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляет после замечания преподавателя.

11) Свободно ориентируется в обязательной литературе, четко излагает лекционный материал.

- Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1) Ответ не полный: владеет теоретическим материалом в объеме, необходимом для успешной предстоящей профессиональной деятельности, но допускает в ответе несущественные ошибки и неточности.

2) Недостаточно аргументирует теоретические положения, но на наводящие вопросы отвечает правильно.

3) Владеет практическими навыками клинического обследования пациента (расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация), умеет их использовать, но необходима помощь преподавателя.

4) Имеет представление о современных научных достижениях и методах обследования в области медицины.

5) Владеет диагностикой и оказанием скорой и неотложной помощи.

6) Владеет необходимыми практическими навыками использования компьютерных технологий в поиске нужной информации в данной области для совершенствования процесса самообразования, дальнейшей учебной, профессиональной или научной работы.

7) При ответе допускает ошибки и неточности, нарушение логической последовательности изложения материала, недостаточную аргументацию теоретических положений.

8) Недостаточно ориентируется в обязательной литературе, четко излагает лекционный материал.

- Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1) Ответ не полный, обнаруживает существенные пробелы в знаниях, нуждается в наводящих вопросах, при этом на некоторые отвечает не в полном объеме.

2) Допускает принципиальные ошибки при физикальном обследовании больного.

3) Допускает грубые ошибки в оценке результатов инструментально-лабораторных исследований пациента.

4) Недостаточно ориентируется в обязательной литературе и в лекционном материале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: