Просвещение и педагогическая мысль в Византии

Выделяется несколько этапов в развитии культуры и образования Византии:

I этап (IV – IX вв) – влияние идеологии раннего христианства и традиций античности.

II этап (IX – XII вв) – расцвет образования, открытие учебных заведений.

III этап (XIII – XV вв) – кризис образования.

Идеал образованной личности – человек христианско-православного мировоззрения, обученный в лучших греко-римских традициях.

Ценилось домашнее образование. Обучение мальчиков – с 5 до 7 лет, в состоятельных семьях + девочки. Даже дети ремесленников получали элементарное образование, если их родители были грамотными.

Элементарное образование:

R Начальные образовательные учреждения;

R Школы грамоты (срок обучения 2-3 года). Учителя соблюдали последовательность в обучении, используя мнемонические приёмы.

Повышенное образование можно было получить в частных, церковных и государственных грамматических школах.

Задача: формирование общей культуры учащихся, развитие их мышления, красноречия.

Методика: толкование текстов, опрос учащихся, дискуссии.

Возраст: от 10-12 до 16-17 лет.

Цель: овладение “эллинской наукой”

Светские грамматические школы:

1. Семь свободных искусств.

Церковные грамматические школы:

1. Методы обучения:

Ø Соревнование школьников

Ø Организация дискуссий

Ø Описание

Ø Комментирование

Ø Пересказ

Особенностью системы образования в Византии было создание высшей ступени

образования.

Первая высшая школа – 425 год – Аудиториум. Обучали платоновской и неоплатоновской философии, знакомили с греческими текстами, комментариями к сочинениям отцов церкви, метафизикой, богословием, медициной, музыкой, правом. Форма обучения – диспут.

Высшее образование делилось по:

Греческий, латинский языки, метафизика, ин. язык, философия, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика, юриспруденция.

Ø Специализации (право, медицина)

Ø Кружки-салоны (дом. академии)

 
 


Библия, грамматика, философия.

Ø Монастырские высшие школы

Т. о. гуманистическая концепция человека стала возможной не без участия просветителей этой империи.

“Источник знаний” – Дамаскин

“Шестоднев” - Кесарийский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: