Зарождение и развитие педагогической мысли в трудах философов Древнего мира (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан)

Для Сократа суть человека- душа, она источник совершенства и счастья, делает его лучшим, а красота, почести, успехи- его внешние блага. Поэтому в людях нужно пробуждать внутреннее стремление к божественному дару мудрости и добродетели, путём самопознания, самоуглубления- это служит для человека основой его единства с самим собой или внутренней гармонии.

Принцип прочности знаний:

· от примеров к правилу;

· от вещей и конкретных отношений к понятию.

Первый, кто указал, что образование должно исходить и строиться на познании человека или его души. Истинное образование, которое может усовершенствовать человека, должно исходить изнутри человека, иметь своей основой самопереработку имеющихся в душе впечатлений и знаний. Истинно образующее обучение то, которое возбуждает к самодеятельному размышлению.

Сократ первый стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалогов для достижения истины- несомненная заслуга Сократа в истории философии.

Метод: в процессе рассуждения собеседников, отсеять все несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого. Уделяется внимание прежде всего нравственности.

Цель: самосовершенствование на основе самопознания.

Считал, что истинное познаётся в споре. Основоположник эвристического метода обучения.

Платон, один из лучших учеников Сократа, основал в Афинах собственную школу- Платоновскую Академию. Здесь обучали математике, диалектике, астрономии, естествознанию и другим наукам. Считал, что истинное знание не может быть передано в слове или чувственном восприятием, необходимо через воспитание, упражнение и маевтическую практику диалога привести ученика к самостоятельному усмотрению истинной сущности. Свою систему взглядов на организацию воспитания изложил в трактатах «Гос-во», «Законы».

Его система сочетала некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин. Воспитание- воздействие взрослых на детей, формирование в них НРАВСТВЕННОСТИ и добродетели. Внутренняя основа воспитания- эмоции.

Выдвинул и обосновал идею гос. школы!!!!!!!! Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школьного образования.

Цель: стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать.

Методы: восходят к Сократическим беседам, спорам, диалогам.

Система (возрастная) по Платону:

· новорождённый вскармливается общественными кормилицами в гос воспитательных домах;

· с 3 до 6 – воспитывается на площадках вблизи храмов;

· с 7 до 20- посещение гос. школы (Афинский образец)

· Аристотель, ученик Платона, основал школу в Леке, где обучение происходило во время прогулок. Написал «Метафизику»(после физики) и логика + содержание теории познания «Органон».

Положил идею гос воспитания, не принижал значения семейного воспитания. Считал, что семейное и общественное воспитание должны соотносится как часть и целое.

Цель: формирование у молодёжи добродетели.

Духовный труд ставил неизмеримо выше физического. Первый сделал попытку обосновать необходимость способствовать с помощью воспитания гармоничному развитию личности.

Главная задача: развивать природу ребёнка через совершенствование его разума.

Считал, что ум у ребёнка от рождения- «чистая доска».

Возрастная периодизация:

· 0 до 7- воспитание в семье- физическое воспитание, забота о здоровье ребёнка; питание, движение, закалка, игры; следует обучать речи и рассказывать сказки.

· 7 до 14- обучение под контролем гос-ва (формирование добродетели), умственное ифиз воспитание;

· 15 до 21- умственное, нравственное, эстетическое воспитание; выработка привычек и навыков нравственного воспитания.

Демокрит – основатель материалистического взгляда на мир, выдвинул теорию природосообразности.

Огромное значение уделял среде, в которой происходит воспитание ребёнка, ценил роль семейного воспитания, положительный пример поведения родителей.

Метод: упражнения, убеждение.

Задача учителя: побуждать внутреннее влечение к учёбе прежде всего с помощью убеждения.

Квинтилиан

Цель: воспитание оратора с хорошей речью, мимикой, правильными жестами.

Духовное образование он тесно связывал с играми. Для пробуждения влечения и способности к учению ребёнка нужно отдавать в школу. Высказывался за школьное обучение, нежели чем за домашнее. Школьное обучение приучает детей не смущаться и бояться людей, свободно говорить перед большим числом слушателей, умело общаться с другими.

Педагогические принципы школы:

· обязательная нравственная основа;

· внимание к особенностям и силам;

· соблюдение меры в поощрении и похвале;

· против телесного наказания!!!

Высокие требования к личности учителя- образец нравственности, любить и быть строгим.

Таким образом, главной задачей того времени было образование человека самого себя, развитие присущих ему дарований и сил. Большое внимание уделялось нравственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: