Возникновение и развитие советской системы образования (1917 - 1930)

Становление и развитие советской школы и педагогики проходило в условиях революционного накала. Оно прошло несколько этапов: 1. 1917 -1920 – начало коренных преобразований в области просвещения и воспитания; 2. 1921 – 1930 – восстановление народного хозяйства и социалистической индустриализации.

Первые декреты советской власти были нацелены на утверждение светского (нерелигиозного) характера обучения. В декабре 1917г. все школы были переведены в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), а в янв.1918 – церковь была отделена от государства и школа от церкви. В октябре был принят декрет о единой трудовой школе РСФСР. Одновременно была опубликована Декларация, в кот. новые установки: демократизм, доступность, всеобщность, обязательность, бесплатность обучения. Узаконивалась 9-летняя школа. Но были опред. принципы: связь обучения с трудом. Детям показывали все формы труда. В годы гражданской войны «школьная армия» проводила ремонт обуви для бойцов Красной Армии, собирали перевязочные материалы. А в 20-х годах – первые пионерские отряды. В дек.1919г. вышел декрет за подписью Ленина о ликвидации безграмотности, который обязывал людей от 8-50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Первая фраза, которую учились читать: «Мы – не рабы, рабы – не мы». В этом же году – рабфак, где за 4 года среднее образование, достаточное для поступления в ВУЗ. Первый уч.план совет шк.был опубликован в 1920г. Устранены из уч.предметов религиозность, история револ.движений, теория Дарвина. В эти годы изгонялись не только старые явления, но и люди, котор. не смогли прийти к нов.мышлению. В 1922г. «Философский корабль» (высылка интеллигентов). В уч.программах было 2 принципа: 1. предметный (привело к перегрузке программ) 2. комплексный. Появились новые программы, кот. расширяли мировоззрение школьников, но язык, математика не были представлены в данной схеме. Но много яркого: была самостоятельность, экскурсии, опыты, доклады, рефераты. В 1929 – нов. метод: ученики стали проектировать то, чем хотели заниматься, учитель – помощник. В 20-е годы – Дальтон – план (ученики получают от учителей задания, в кот.указывались источники ответов, работа самостоятельная, учитель – консультант, снижалась эффективность занятий, но увеличивалась прочность изучаемого материала). Началось создание воспитательно-образовательных учреждений: школ, детсадов. Значительную роль в становлении и развитии совет. педагогики сыграли Луначарский, Крупская, Покровский.

Вопрос 45


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: