Социализация как предмет теоретического исследования

В настоящее время термин «социализация» широко используется в психолого-педагогической науке и практике, но содержание обозначаемого им понятия находится в такой стадии разработки, когда обозначенная его интерпретация все еще затруднительна. Причина заключается в многогранности изучаемого явления. Сущность, структура, продолжительность процесса социализации - все эти вопросы остаются предметом спора между различными направлениями в философии, социологии, психологии, педагогики.

Философский аспект. Социализация не является отдельно обозначенной философской проблемой. Одной из основных проблем философии является проблема отношения «человек - мир», которая решается в рамках антропологической тенденции философии. Рассматривая данное направление, мы можем выделить пути решения проблемы социализации.

1. Идеи о путях социального становления личности возникают в греческой философии. Общество и индивид мыслятся как единая система, здесь мы встречаемся с определением человека как существа общественного (7, с. 378-379).Т.е. для античных философов формирование общности человека - это, прежде всего, готовность его к выполнению социальных функций (192).

2. Просветители XVIII века не сомневались, что человек социален. Они обратили внимание на детерминацию индивидуального развития социальными условиями. Д.Дидро отмечал: «Природа и строение человека таковы, что вне общества он не мог бы сохранить свою жизнь, ни развить и улучшить свои способности и таланты, ни добыть себе подлинное и прочное счастье».(74, с.62). «Не природа, - по мнению П.Гольбаха, - создает дурных людей, а наши учреждения заставляют их быть такими. Ребенок, воспитанный среди разбойников, может стать злодеем, если бы он был воспитан среди добродетельных людей, то сам бы стал добродетельным человеком». (46, с.348). Ж.Ж. Руссо говорил о том, что человеческие пороки и страдания порождаются средой, плохим воспитанием, неразумным общественным устройством.

3. В немецкой классической философии выделялся аспект социального становления личности, в частности, вопрос воспитания. Главная задача научного знания, по Э.Канту, помочь индивиду стать не просто знающим и воспитанным, а человеком социума. «Цель работы педагога, по Гегелю, заключается в том, чтобы «показать человеку, как природному существу, путь, следуя которому он снова рождается: его первая природа превращается во вторую, духовную природу» (40, с.187). Л.Фейербах понимает сущность человека как определяемую социальными связями. Именно в сфере межличностного общения и осуществляется, по Л.Фейербаху, самореализация человека. В ходе этого общения и совместной деятельности происходит процесс социализации.

4. Большой вклад в совершенствование теории социального становления индивида внесли русские философы. В произведениях В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова указано на то, что человек и мир взаимодействуют друг с другом. В.Г. Белинский писал: «Создавши человека, природа совершила дела своего творчества и перестала быть творящею, приготовивши в человеке личность в возможности, природа предоставила дальнейшее развитие этой личности уже другой, более высшей, более духовной сфере жизни: отселе человек должен был развиваться через сообщество с подобными себе» (11, с.656-657).

Дальнейшее философское решение проблемы социализации осуществлялось в рамках школ «философской антропологии» и марксистской философии. Представители первой стоят на позиции дуалистической сущности человека, отделяя зависимость ее от социальных факторов.

Так, американский ученый Л. Уайт признает, что природа человека и его поведение в значительной мере определяются культурными факторами. Согласно американскому антропологу Л. Тайгеру, социально-культурная уникальность каждого человека имеет биологическую почву: «Если люди уникальны в культурном отношении, то это свойство их биологической природы» (80, с.28).

В 80-е годы в зарубежной философии соцаилизация представляется как проявление «заложенной в генетической программе индивида информации». «В ребенке, - пишет А. Суливан, когда он родился на свет, уже дремлет сознание всего испытанного человеком. Это словно фотографические негативы, пока речь не проявит их и не вызовет наружу сокровенные унаследованные картины» (166, с.456).

Таким образом, зарубежная философия в рамках школы «философской антропологии» стремиться определить сущность социализации, рассматривая ее вне связи с социальной средой.

Методологической основой исследования сущности социализации в отечественной философии является научная концепция соотношения биологического и социального в человеке. Исследования В.В. Орлова позволяют выявить три позиции в объяснении сущности человека (119).

1. Концепция чисто социальной сущности человека. Согласно этой концепции, возникновение социально приводит к полному подавлению биологического (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов).

2. Концепция дуалистической природы человека. Биологическая сущность человека рассматривается как внутренняя, присущая самому человеку, а социальная - как внешняя, существующая вне человека (П.И. Царегородов). К.А. Абульханова-Славская, критикуя данную позицию, указывает на стремление представить сущность человека как нечто надиндивидуальное (1, с.43).

3. Концепция интегральной природы человека (на основе марксисткой антропологии). Данная концепция признает, что природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако их характеристикой нельзя ограничиваться при раскрытии сущности человека. Специфика заключается в общественно-практической деятельности сущности человека. По мнению Н.П. Дубинина, «биологические возможности являются фоном, на котором развертывается процесс становления человека как участника социально-исторического процесса» (62, с.11).

С.С. Батенин указывает, что социальное не адаптируется к биологическому, а происходит перестройка ранее существовавшего, в результате которой содержание биологического достигает высокого функционального уровня, что было бы невозможно на основе только природных процессов. С.С. Батенин заключает, что «социальная сущность человека содержит в себе в подчиненном виде свою биологическую основу» (10, с.117).

Значительной является точка зрения Б.Д. Парыгина, который под социализацией понимает весь многообразный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее «социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д., активное переустройство окружающего мира, изменение и качественное преобразование самого человека» (132, с.165).

Философ В.В. Москаленко определяет в своем исследовании основы взаимодействия личности и общества. Она характеризует социализацию как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, предполагающий не только усвоение социального опыта, т.е. репродуктивную деятельность, но и продуктивную, т.е. собственно творческую(120).

Значительный интерес в изучаемом нами аспекте представляет описание ученой активной позиции личности в процессе социализации.

Изучение научных философских исследований по проблеме социализации позволяет нам сделать следующие выводы:

· разнообразие подходов к проблеме социализации говорит о том, что возрастает интерес философов к данной проблеме;

· доминирующей является позиция социальной обусловленности процесса развития личности;

· процесс социализации означает развитие личности в филогенетическом и онтогенетическом плане, что определяет роль процесса социализации в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом;

· процесс социализации предполагает активное взаимодействие личности и общества.

Социологический аспект. Сам термин «социализация» появился именно в социологии. В 1882 году вышла книга известного французского юриста Ж. Тарда, в которой он рассматривает процесс социализации как включение индивида в нацию, в народ. Общество Ж. Тард характеризует как группу людей одинаково воспитанных, обладающих одинаковыми средствами к жизни и взаимовлияющих друг на друга. Социализация, в данном исследовании, понимается как «многосторонняя однообразность, к которой идет общество» (171, с.66).

Основоположником исследования социализации в американской социологической школе является Франклин Р. Гиддингс. Он изучал сообщества людей и обратил внимание на то, что в них наблюдается приближение к постоянному типу действия. Социализация, по его мнению, «процесс, который сплавляет различные элементы разнородного населения в однородный тип» (42, с.120).

Исходя из данных позиций видно, что термин социализации употребляется как синоним понятий «коллективный, общественный».

В 60-70-е годы XX века проблема социализации стала широко обсуждаться в европейских и американских научных исследованиях. В 1956 году термин социализация был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало официальное его принятие и направило усилие на изучение данного процесса.

В социологических исследованиях зарубежных ученых наблюдается двоякий подход к теории социализации. Критерием разделения служит позиция самого человека в процессе социализации. Обозначим и проанализируем эти подходы. В рамках первого - субект-объектного подхода - можно выделить два направления:

1. Представителем первого направления является З. Фрейд. Его идеи основаны на принятии человека как биологического существа, которое лишь приспосабливается к условиям существования в обществе. Социализация, в этом случаи, сводится к согласованию внутренних потребностей человека, его инстинктов с внешним «табу» (189).

2. В начале ХХ века появляется второе направление в изучении понятия «социализация» с точки зрения социологов. В исследовании Э.А. Домбровского, выделены и проанализированы ветви в рамках данного направления (59):

· культурологическое направление трактует социализацию как процесс усвоения культуры. Культура - предпосылка, цель и результат социализации. Процесс социализации - это механизм трансляции духовной культуры от поколения к поколению (Дж. Уайтинг, И. Гайлд);

· школа структурно-функционального анализа, которая берет начало от учения Эмиля Дюргейма. В своих известных исследованиях отношений человека и общества он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Практически не разводя эти термины, Э. Дюркгейм использовал их как синонимы, понимая под воспитанием «постоянно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образу и имеющей своими представлениями и посредниками родителей и учителей». Смысл позиции Э. Дюркгейма сводится к познанию приоритета общества над личностью, что человек в процессе социализации занимает пассивную, а сам процесс социализации - это адаптация человека а обществу, которое формирует его соответствии со своей культурой.

Теоретические изыскания Э. Дюркгейма были усвоены представителями школы структурного функционализма, которые попытались создать теорию функционирования общества и его институтов (Дж. Огбю, Дж. Баллантайн, Э. Макнейл). Социализация понимается как «интернализация культуры общества, в котором родился ребенок». Так, Т. Парсон утверждал, что задача всех институтов социализации - сформировать у вступающих в общество «новичков» чувство преданности по отношению к системе. Ключевым понятием в теории Т. Парсонса является понятие «социальная роль», которая определяется как нормотивно-регулятивное участие лица в конкретном процессе социального взаимодействия с другими ролевыми партнерами (131, 208).

Анализ справочной литературы, сделанный исследователем Ю.И. Кривовым, показал, что авторы (В.Ч. Гуд, Б. Уолмен) толкуют социализацию как процесс усвоение человеком методов, идей, верований, ценностей, паттернов и норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптация их как часть собственной личности». Похожий вариант присутствует в международном словаре образовательных терминов Г. Герри Пейджа, Дж. Томса, Алана Р. Маршалла: «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми» (96, с.36).

Западногерманский социолог Р. Дарендорф, следуя американской социологии, отмечает, что «для общества процесс социализации есть процесс обезличивания, в котором индивидуальность и свобода индивида упраздняется контролем и всеобщностью социальных ролей» (59, с.22).

Таким образом, данный подход на социализацию предполагает активную роль общества, выступающего доминантой, а личность является пассивным участником, который приспосабливается к условиям общества, в котором живет.

В рамках второго - субъект-субъектного подхода действует школа символического интеракционизма. Основная идея заключается в том, что растущая личность признается непассивным участником процесса взаимодействия. Символический интеракционизм основывается на теории межличностного общения.

Большое признание у социологов получила идея У.М. Уэнтворта, основные положения которой заключаются в следующем:

1) общество не является главным фактором социализации личности;

2) социализация есть диалог «активностей» (интеракция).

Таким образом, содержание подхода У. Уэнтворта базируется на том, что общество не является главенствующей детерминантой в процессе социализации личности, личность и общество «взаимопроникают» (96).

Взгляда на социализацию как на процесс, основанный на принципе субъект-субъектности, придерживаются в своих исследованиях И. Таллмен, Дж. Коулмен, У. Бронфенбреннер (96, с. 50-60).

Заслуживает особого внимания концепция «Социализация для социальных изменений» профессора отделения социологии Вашингтонского университета Ирвина Таллмена, проанализированная в исследованиях Т.Г. Пташко. Социализация, по И. Таллмену, есть процесс освоения ролей и персональных характеристик, нормативно присущих тем или иным идентичностям (социальная позиция, статус) в рамках данной социальной группы. И. Таллмен определяет социализацию как процесс, в котором живущие в данном социальном контексте индивидуумы осваивают определенные социальные роли, позиции (идентичности) через взаимодействие друг с другом. Согласно его мнению, социализация - это и способы достижения, развития и трансформации таких идентичностей.

Учение Ури Бронфенбреннера «Экология человеческого развития» моделирует процесс социализации по субъет-субъектному типу. В основу данного подхода заложен принцип «личность-процесс-контекст» (21).

Итак, важной особенностью разработки проблемы социализации западными учеными является утверждение идеи о том, что развитие ребенка осуществляется в результате постоянного взаимодействия, а не путем одностороннего влияния общества на личность.

Отечественные ученые-социологи определяют социализацию как «влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективе, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (198, с.51).

Дискуссионный характер, как и в зарубежной социологии, носит вопрос о роли самой личности в процессе социализации.

Социализацию лишь как усвоение индивидом элементов культуры, социальных норм, ценностей рассматривают ученые П.П. Лямцев, Г.Д. Сариев (112,156). Но воздействие среды на личность вырабатывает и обратную связь, выражающую отношение человека к среде. Это указывает на активную позицию личности, что отмечают в своих исследованиях И.С. Кон, Л.П. Буева, Л.Н. Коган, О.И. Иванов (87,23,84,69).

Таким образом, в социологическом подходе отечественной науки доминирует точка зрения, определяющая активную позицию индивида в процессе взаимодействия его с окружающей действительностью.

Анализ социологических исследований по данной проблематике позволил сделать следующие выводы:

· в науке существуют два концептуальных подхода к определению понятия социализация: субъект-объектный и субъект-субъектный;

· Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г.Д. Сариев и др. придерживаются точки зрения, трактующей доминирующую роль общества в процессе социализации;

· в рамках другого концептуального подхода (и. Таллмен, Дж. Коулмен, И.С. Кон, Л.П. Буева, Л.Н. Коган и др.) социализация предусматривает активную позицию личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: