Профильный уровень

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, т. е. за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

Цели профильного обучения:

1) обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

2) создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников;

3) способствовать установлению равного доступа разным категориям обучающихся к полноценному образованию в соответствии с их индивидуальными склонностями;

4) расширить возможности социализации учащихся;

5) обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;

6) подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Существует две модели организации профильного обучения.

Модель внутришкольной профилизации. Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей) или многопрофильной.

Модель сетевой профилизации. Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов других ОУ. Эта модель может основываться либо на объединении нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, которая обладает достаточным материальным и кадровым потенциалом; либо на совместной работе с другими ОУ и образовательными ресурсами (учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и др.).

На рис. 2.2 представлен алгоритм организации профильного обучения для администрации ОУ.

Система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные курсы.

Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Такими предметами являются математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического профилей).

Профильные общеобразовательные предметы — предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки — в гуманитарном профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования, а его усвоение определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Они входят в состав профиля обучения на третьей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, с помощью них ученики осваивают основные профильные курсы на необходимом уровне, а также проходят внутрипрофильную специализацию. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

В условиях перехода на профильное обучение возникает необходимость конкурсного приема на старшую ступень обучения. Важно объективно оценить уровень готовности учащихся к обучению по выбранному им профилю. Решающую роль сыграет введение накопительной оценки (портфолио, или «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ и т. п.

Учитель профильной школы должен быть не только специалистом высокого уровня, но и обеспечивать:

· вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

· практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

· завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование их способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Для уже работающих педагогов при переходе на профильную школу необходимо пройти повышение квалификации, или переподготовку, и получить соответствующее свидетельство (сертификат).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: