Пробуждение творческого начала

Чем меньше мы цепляемся за то, что знакомо, тем более мы открыты для творчества. И наоборот, чем больше мы развиваем в себе творческое начало, тем меньше мы сопротивляемся переменам.

Жюль-Анри Пуанкаре, выдающийся математик XIX века, определил четыре стадии творческого процесса: 1) подготовка: определите проблему; проанализируйте попытки решения, которые уже предпринимались, и делайте все необходимое, чтобы приступить к творческому процессу; 2) вынашивание замысла: размышляйте и фантазируйте; пусть ваша проблема или задача пустит корни в вашей душе и в вашей жизни; 3) озарение: момент откровения, «эврика!», когда появляется новая идея или новый способ сделать что-либо; 4) исполнение: претворение своей творческой находки в жизнь, что требует немалой настойчивости, проб и ошибок.

В нашем напряженном и занятом мире, в мире «высокого давления», нам, конечно, хотелось бы сразу перейти к третьей стадии, к оза

рению, не тратя времени на подготовку и вынашивание. Кроме того, слишком часто преуменьшается значение исполнения, которое требует не только терпения и настойчивости, но и обращения за помощью и консультациями к другим людям.

Вдобавок к этим четырем стадиям, определенным математиком Пуанкаре, пробуждению творческой активности также способствует соблюдение четырех важных принципов, сформулированных Майклом Рэем, бывшим профессором Школы бизнеса при университете Стэнфорд. Он разработал и преподавал один из самых популярных бизнес-курсов в Стэнфорде. Вот эти четыре принципа.

1. Верьте в собственные творческие способности: будьте уверены в своем творческом потенциале. Если вам недостает этой уверенности, вспомните три самых креативных начинания, в которых вы участвовали. Каково это — творить? Случалось ли вам создавать что-нибудь необычное? Возможно, вы любите печь, или петь караоке, или создавать эксклюзивные фотоальбомы? Пробуждайте свое творческое начало — рисуйте, пишите стихи или ведите дневник.

2. Меньше критикуйте себя: у всех, кого я знаю, есть внутренний критик, но я также замечал, что практически все люди убеждены в том, что голос этого внутреннего судьи звучит громче и убедительнее, чем чей-либо еще. Бывает трудно смириться с тем, что наличие внутреннего критика — неотъемлемая часть человека. Памятуя об этом, попробуйте расслабиться и дать себе передышку. Как бы вы себя ни судили, вы действительно способны па творчество. На это способны все.

Уделите внимание своему внутреннему критику; подружитесь с ним. Не пытайтесь отмахнуться от пего, наоборот, пригласите войти и поиграйте с ним. Чем больше вы игнорируете своего критика, тем громче и настойчивее он будет говорить. Если вы просто расслабитесь, послушаете и попробуете что-нибудь извлечь из его слов, он утихнет, а временами будет вообще молчать.

3. Уделяйте внимание деталям. В ходе творческого процесса мы начинаем видеть все вокруг по-новому, не так, как большинство людей. Обращайте внимание на самое очевидное, на то, что находится прямо перед вами.

Можете провести такой забавный эксперимент — давайте предметам новые названия. Например, возьмите скрепку; тщательно изучите ее, как будто это вы ее только что изобрели, — как бы вы ее назвали? Попробуйте то же самое с телефоном, футболкой, ягодой клубники — с любой обыденной вещью в своей жизни. Подчас мы принимаем знакомые вещи как должное и перестаем замечать их изящную форму и детали. Давайте им новые имена — и вы увидите их свежим взглядом.

4. Глупых вопросов не существует: наше желание казаться умнее, чем мы есть, способно помешать развитию творческой мысли. Спрашивайте обо всем, даже рискуя попасть в неловкое положение. Возьмите за привычку смотреть в глубь вещей, интересуясь, почему все происходит так, как происходит.

Мне вспоминается вопрос, который несколько лет назад мне задал мой девятилетний сын. Мы вместе ехали в машине; я тогда все еще был главным управляющим Brush Dance. Он держал в руках «Календарь духовного гольфа», который был недавно выпущен моим издательством, и спросил меня самым серьезным тоном: «Почему ты выпустил этот календарь? О чем ты думал? Сколько людей купят его?» Сначала вопрос сына, его пренебрежительный тон и его сомнения в правильности моих решений огорошили меня, но я признавал, что этот календарь действительно не пользовался большим успехом, и осознал, что сын поднял очень важный вопрос, достойный ответа: как мы принимаем решения о том, какие календари выпускать? Затем мой сын выпалнл, что может минут за пять придумать идею для календаря, который будет лучше, чем все, что мы делали раньше. Я повернулся к нему и сказал: «Прекрасно, у тебя пять минут, вперед». Он закрыл глаза и затих, размышляя. Затем, спустя несколько минут, он открыл глаза и произнес: «Придумал. Тебе нужно сделать календарь с изображениями улыбок». Мне пришлось признать, что это потрясающая идея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: