Ребенок приходит к формированию своего социального «Я» через понимание других. Другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для него. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид. В других мы «смотримся» для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале – реакции окружающих на наше поведение.Мы постоянно держим в уме, что о нас думают другие, какими мы выглядим со стороны, как другие будут реагировать на тот или иной наш поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. И это происходит постоянно, всю жизнь. Наше «Я» — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс. Он происходит в особом пространстве — в пространстве межличностного взаимодействия. Наше «Я» обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что «Я» не сводится к сумме психических процессов (они ограничены телом). Носителем или субстанцией «Я» выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество.
|
|
Итак, становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм.