double arrow

Ч. Кули: теория «зеркального Я»


Ребенок приходит к формированию своего социального «Я» через понимание других. Другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для него. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид. В других мы «смотримся» для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале – реакции окружающих на наше поведение.Мы постоянно держим в уме, что о нас думают другие, какими мы выглядим со стороны, как другие будут реагировать на тот или иной наш поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. И это происходит постоянно, всю жизнь. Наше «Я» — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс. Он происходит в особом пространстве — в пространстве межличностного взаимодействия. Наше «Я» обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что «Я» не сводится к сумме психических процессов (они ограничены телом). Носителем или субстанцией «Я» выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество.

Итак, становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм.






Сейчас читают про: