double arrow

Социализация личности. Социализация личности Статусно-ролевая теория личности Поведение личности и социальный контроль

Личность и общество

  1. Социализация личности
  2. Статусно-ролевая теория личности
  3. Поведение личности и социальный контроль

Социализация личности

Понятие «личность» происходит от древнеславянского слова «личина» - маска. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность — это мера социального в человеке, мера его включенности в общественную практику. Социализация — это процесс превращения человека из индивида в личность.

В 1946 году в Африке поймали в стаде павианов десятилетнего мальчика. Он прожил в стаде около десяти лет, питаясь кореньями, яйцами различных птиц, даже страусов. Однажды страус так лягнул его ногой, что у мальчика на всю жизнь остался на голове шрам. В 1973 году в глухом районе Сирии во время охоты был обнаружен среди газелей мальчик. Он мог бегать вместе со стадом газелей со скоростью до пятидесяти миль в час. У него было превосходное зрение и очень тонкий слух. Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно потому, что её жители из-за нищеты вынуждены были оставлять маленьких детишек в джунглях. В Индии были обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды. В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо - покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда». В Турции охотник подстрелил медведицу, и на него накинулся маленький, но крепкий «древесный дух». Когда охотнику удалось с ним справиться, "дух" оказался девочкой, имевшей, однако, все повадки медведя и издававшей медвежье рычание.




Широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. Когда «детей джунглей» обнаруживали, выяснялось, что они не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.

Таких людей называют «феральными людьми». Они — продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструированной реальности. Природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Человек становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что обучался и взаимодействовал с себе подобными.



Социализация — одновременно и процесс, и механизм, и результат усвоения человеком культуры. Социализация — формирование личности. У новорожденного нет личности. Ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем и с трудом переходит к личному местоимению. Он не знает границ между собой и не собой, между «Я» и «не-Я». Главными временными точками формирования личности являются:

а) осознание своего «Я»,

б) осмысление своего «Я».

Большой вред обществу и личности наносит «госпитальная социализация». «Госпитальная социализация» - это процесс становления личности вне семьи, в условиях таких государственных и благотворительных учреждений, как дома малютки, детские дома, дома-интернаты. Специфика воспитания и ухода за детьми накладывает отпечаток на дальнейший характер человека. Потенциал здоровья детей-сирот в большинстве крайне низок. Дети, оторванные от матери в возрасте до 2-х - 3-х лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации. Опекунство и усыновление являются наиболее оптимальными формами устройства ребенка, т.к. они дают возможность наиболее полно компенсировать отсутствие семьи на основе персонифицированного подхода к каждому ребенку.

В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 г. их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всей детской популяции - 26,5 миллионов). Из них: Усыновлено — 153 тысячи. Под опекой — 384 тысячи. Приёмные и патронатные семьи — 37 тысяч. В детских учреждениях — 174 тысячи. Сумма консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 миллиарда рублей (856 миллионов долларов), включая: из федерального бюджета — 6,2 миллиарда рублей (248 миллионов долларов) из средств субъектов Российской Федерации — 15,2 миллиарда рублей (608 миллионов долларов). По данным Генпрокуратуры РФ только 10% выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, еще 40% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.

Социологи создали ряд теорий социализации личности.






Сейчас читают про: