Теория развития личности Зигмунда Фрейда

Личность включает три элемента:

Ид - источник энергии, питаемой стремлением к удовольствию;

Эго, осуществляющее контроль поведения личности на основе "принципа реальности", и

Суперэго, выполняющее нравственную и оценочную функцию

Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий:

  1. оральной,
  2. анальной,
  3. фаллической и
  4. стадии половой зрелости

Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной

Теория когнитивного развития Жана Пиаже:

Дети проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них познания:

  1. сенсомоторная (от рождения до двух лет);
  2. операциональная (с двух до семи лет);
  3. стадия конкретных операций (с семи до одиннадцати лет);
  4. стадия формальных операций (с двенадцати до пятнадцати лет).

Теория развития личности Лоуренса Колберга:

На ранних стадиях дети стремятся избежать наказания или получить вознаграждение; на средних стадиях люди осмысливают мнения других людей о них, ожидания общества и правила поведения, утвердившиеся в нем; на последних стадиях происходит становление нравственных принципов личности, не зависящих от общепринятых ценностей.

Процесс социализации продолжается всю жизнь. Стадии (основные жизненные циклы) социализации —

детство,

юность,

зрелость и

старость

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п.

Все социальные субъекты, влияющие на процесс социализации называются агентами социализации.

Направляют процесс социализации личности социальные институты общества.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Они составляют непосредственное, ближайшее окружение человека, стоят на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — должностные лица школ, вузов, предприятий, армии, полиции, церкви, сотрудники прессы, телевидения, радио и т. д. Они оказывают менее важное влияние на человека.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй.

Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека.

Особыми сферами социализации являются:

адаптация — ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям,

обучение — процесс приобретения новых знаний,

воспитание — целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида,

взросление — социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет.

Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности. Десоциализация может быть результатом добровольного отказа от старых ценностей:

уход в монастырь;

уход для жизни в дикой природе;

нелегальная антиправительственная деятельность и пр.

Такая десоциализация не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.

Но чаще десоциализация бывает вынужденной, ее причинами являются резкие и неблагоприятные изменения социальных условий.

1) Биолого-физиологическая десоциализация.

Причины — врожденные физические недостатки, неизлечимая болезнь, травма, приведшая к инвалидности.

2) Психологическая десоциализация.

Причина — психологическая травма, сильный психологический стресс, ведущие к утрате смысла существования, потере жизненных целей, ориентиров.

3) Экономическая десоциализация.

Причины — потеря работы, крах бизнеса, ведущие к утрате жизненной перспективы.

4) Политическая десоциализация.

Причины — политический кризис в обществе, резкое изменение политической конъюнктуры.

5) Культурная десоциализация.

Причины — неспособность адаптироваться в инокультурной среде.

Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности. Десоциализации сопутствуют и способствуют алкоголь, наркотики. По мере десоциализации личность утрачивает элементы культуры и может превратиться в настоящее животное.

Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному (старому) образу жизни называется ресоциализацией.

Ресоциализация успешна, если

во-первых, сама десоциализированная личность обладает сильной волей, нацелена на ресоциализацию;

во-вторых, если десоциализированная личность получает активную поддержку ближайшего социального окружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: