double arrow

Заключение. Мы рассмотрели проблему общения детей с окружающи­ми людьми — его природу, возникновение, развитие в первые 7 лет жизни и некоторые продукты общения

Мы рассмотрели проблему общения детей с окружающи­ми людьми — его природу, возникновение, развитие в первые 7 лет жизни и некоторые продукты общения. Мы стремились показать, как ребенок после появления на свет постепенно вступает в контакты сначала с взрослы­ми, а потом и со сверстниками. Он реализует при этом свою прирожденную способность стать человеком. Не будь ее — никто и ничто не помогло бы ему; все попытки воспитать человека из животных, даже таких, как антро­поиды, всегда терпели неудачу [Н. Н. Ладыгина-Котс, 1935].

Но этого недостаточно — в изоляции от мира людей ребенок остается полуживотным (дети-«Маугли», дети с тяжелыми формами госпитализма). Он становится чело­веком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями его. Общение — условие и важнейший фактор психического развития ре­бенка.

Общение не сводится к внешне наблюдаемым контак­там людей — оно в них обнаруживается. Оно является сложной деятельностью, имеющей внешне развернутую феноменологию, видимую наблюдателю, и обширную ду­ховную часть, скрытую от его глаз, с многоуровневой структурой. Коммуникативная деятельность побуждает­ся особыми потребностями и мотивами.

В общение человек вступает движимый потребностью к самопознанию и удовлетворяет ее через познание дру­гих людей и с их помощью. Вот в чем состоит самое глав­ное в общении.

Ребенок вступает в общение не сразу. И в том, чтобы возникли связи малыша со всем миром людей, чтобы про­снулось в нем его человеческое начало, решающую роль играет взрослый. Он провидит в новорожденном будуще­го человека — только поэтому новорожденный и стано­вится им. Но нельзя умалять и значение собственной ак­тивности ребенка. Он не просто приемлет то, что исходит от старших, а преломляет через призму своих способно­стей и возможностей.





Литература

Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 3, 12, 23, 42.

Авдеева Н. Н. Развитие эмоционального самоощущения у ре­бенка первого года жизни//Новые исследования в психологии. 1976. № 2 (15). С. 75—79.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания// Избр. психол. тр.: В 2 т.—М., 1980а.—Т. 1.—С. 16—178.

Ананьев Б. Г. К. постановке проблемы развития детского самосознания//Избр. психол. тр.: В 2 т.—М., 19806.—Т. 2.—С. 103—127.

Андреева Г. М. Социальная психология.— М., 1980а.— 416 с.



Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980 6. К 4. С. 3—13.

Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы.— М., 1968.— 442 с.

Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического развития//Принцип деятельности в психологии. М., 1978. С. 21—38.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца.— М., 1979.— 320 с.

Бедельбаева X. Т. Развитие избирательного отношения к зри­тельным воздействиям у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис— М., 1978а.—28 с.

Бедельбаева X. Т. Влияние общения на избирательное отноше­ние детей к «социальным» и «физическим» зрительным сигналам //Новые исследования в психологии. 19786. № 2 (21). С. 55—68. Бедельбаева X. Т., Смирнова Е. О. Общение с взрослыми — ос­новной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) //Дошкольное воспитание. 1980. № 2. С. 32—35.

Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе вос­приятия и усвоения устной речи (в норме и патологии).— М., 1977.— 176 с.

Бернштейн Н. А. О построении движений.— М., 1947.— 254 с.

Бижу У., Баер Д. Некоторые методологические достижения функционального анализа процесса развития ребенка//Изучение раз­вития и поведения детей. М., 1966. С. 199—240.

Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.— Л., 1965.— 123 с.

Бодалев А. А. и др. Новые данные к проблеме «социальной перцепции»//Вопр. психологии. 1970. № 3. С. 126—131.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возра­сте.— М., 1968.—464 с.

Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М, 1967.—195 с. Веденов А.В. Вопросы коммунистического воспитания и психо­логическая наука//Вопр. психологии. 1963. № 4. С. 7—20.

Венгер Л. А. Восприятие и обучение,— М., 1969.—365 с. Ветрова В. В. Развитие предречевых вокализаций у детей от 5 до 19 месяцев//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. № 2 (6). С.56-61.

Ветрова В. В. Влияние слышимой речи на предречевые вока-


лизации детей раннего возраста//Новые исследования в психоло­гии. 1973. № 1 (7). С. 41—43.

Ветрова В. В. Влияние прослушивания речи взрослых на вер­бальное развитие детей раннего возраста: Автореф. канд. дис.— М., 1975.—23 с.

Власова Н. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста//Вопр. психологии. 1977. № 1. С. 97—106.

Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост­ков /Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В, Драгуновой.— М, 1967.—360 с.

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет­ровского.— М., 1979.—284 с.

Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях /Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной.— М, 1955.—139 с.

Воспитание, обучение и психическое развитие/Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова —М., 1977.—Ч. 1.—207 с.

Восприятие и деятельность/Под ред. А. Н. Леонтьева.— М., 1976.—320 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т.—М., 1982.—Т. 2,—С. 5—361.

Выготский Л. С. История развития высших психических фун­кций //Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 3. — С. 5 — 328.

Выготский Л. С. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т.— М., 1984.—Т. 4.—С. 269—317.

Галигузова Л. Н. Развитие потребности в общении со сверстни­ками в раннем возрасте//Новые исследования в психологии. 1978. № 2 (1.9). С. 60—64.

Галигузова Л. Н. К вопросу о происхождении и специфике по­требности в общении со сверстниками у детей раннего возраста// Новые исследования в психологии. 1980, № 2(23). С. 31—36.

Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию ум­ственных действий//Психологическая наука в СССР.— М., 1959.— Т. 1.—С. 441—469.

Гальперин П. #., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.— М., 1978.— 120 с.

Годовикова Д. Б. Роль предварительного зрительного ознаком­ления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста //Вопр. психологии. 1959. № 2 С. 144—156.

Годовикова Д. Б. Исследование латентного научения// Вопр. психологии. 1965, № 4. С. 165—175.

Годовикова Д. Б. Особенности реакции младенцев на «физиче­ские» и «социальные» звуковые раздражители // Вопр. психологии 1969. №°6.С. 79-91.

Годовикова Д. Б. Влияние отношения детей к взрослому на развитие их познавательной активности//Некоторые актуальные пси­холого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обу­чения. М., 1976. С. 222—226.

Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обуче­ния подрастающего поколения / / Вопр. психологии. 1977 № 5 С 35— 47.

Димитров И. Т. Целостная деятельность и «образ самого себя»
у дошкольников//Новые исследования в психологии 1979 № 2 (21)
С. 64—69.

Добрынин Н. Ф. Активность личности и принцип значимости //Проблемы личности. М., 1969. С. 450—458.


Елагина М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотруд­ничества с взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. канд. дис. —М., 1977а,—16 с.

Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте//Вопр. психологии. 19776. № 2. С. 135—142.

Елагина М. Г. Общая и конкретная самооценка у детей ранне­го возраста//Новые исследования в психологии. 1982. № 2 (27). С. 48—54.

Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопр. психологии. 1967. № 2. С. 11—24.

Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.— М., 1960а.— 430 с.

Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность // Тез. XVIII ] Междунар. психол. конгресса. М., 19606. С. 54—63.

Запорожец А. В., Величковский Б. М. Предисловие к книге Т. Бауэра «Психическое развитие младенца».— М., 1979.— С. 5—10.

Запорожец А. В. и др. Восприятие и действие.— М., 1966.— 323 с.

Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия//Инженерная психология. М., 1964. С. 231—264.

Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.— М., 1972.— 351 с.

Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1979. С. 183—237.

Исследования по проблемам возрастной и педагогической пси­хологии / Под ред. В. В. Давыдова, М. И. Лисиной.— М., 1978.— 163 с.

Исследования по проблемам возрастной и педагогической психо­логии / Под ред. М. И. Лисиной.— М., 1980,—168 с.

Каверина Е. К. О развитии речи у детей первых двух лет жиз­ни.— М., 1950,— 121 с.

Каган М. С. Человеческая деятельность.— М., 1974.— 328 с.

Кемпински А. Психопатология неврозов.— Варшава, 1975.— 400 с.

Кистяковская М. Ю. Развитие движения у детей первого года жизни—М, 1970.—224 с.

Ковалев А. Г. Психология личности.— Л., 1963.— 262 с.

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых груп­пах.— Минск, 1976.—217 с.

Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в груп­пе сверстников: Автореф. докт. дис.— М, 1981.— 59 с.

Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга. —Л.. 1967.— 181 с.

Кон И. С. Общение и самосознание//Социально-психологические и лингвистические характеристики! форм общения и развития кон­тактов между людьми. М., 1971. С. 85—108.

Кон И. С. Открытие «Я».—М., 1978.—367 с.

Кон И. С. Психология юношеского возраста.— М., 1979.— 175 с.

Кон И. С. Дружба.—М., 1980.—220 с.

Корницкая С. В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым // Вопр. психологии. 1973. № 4. С. 65—70.

Корницкая С. В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. канд. дис.— М., 1975.— 23с.


Кривина С. М, Фрухт Э. Л. Особенности развития детей ранне­го возраста.— М., 1975.—46 с.

Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их ин­стинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях.— М„ 1935.—207 с.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст,— М., 1971.— 279 с.

Леонтьев А. А. Психология общения.— Тарту, 1973.— 208 с.

Леонтьев А. А. Деятельность » общение // Вопр. философии. 1979а. № 1. С. 121 — 132.

Леонтьев А. А. Педагогическое общение.— М., 19796.— 48 с.

Леонтьев А. Н. О значении понятия предметной деятельности для психологии // Тез. докл. к XX Междунар. психол. конгрессу. М., 1972. С. 104—115.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М„ 1983.

Лехтман-Абрамович Р. #., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве.— М., 1949.— 73 с.

Лийметс X. И. О некоторых исходных положениях в исследова­нии ученических групп и коллективов // Изменения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973. С. 37—41.

Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психологии. 1961. № 3. С. 117—124.

Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности обще­ния со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: автореф. докт: дис.— М.,1974a -36 с.

Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как основной фак­тор возникновения активной речи в раннем возрасте // Материалы симпозиумов XXIV Всесоюз. совещания по проблемам высшей нер­вной деятельности, посвященного 125-летию со дня рождения И. П. Павлова. М., 1974 б. С. 295—297.

Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопр. психологии. 1978, № 5. С. 73—78.

Лисина М. И., Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и до­школьного возрастав //Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. С. 128—146.

Лисина AL И— Галигузова Л.Н. Изучение становления потреб­ности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. С. 60— /У.

Лисина М. И., Лопес Гевара Г. М. Развитие избирательности фонематического слуха в раннем возрасте. Сообщение I. Различе­ние фонем родного и иностранного языка у русских детей //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. № 2 (6). С. 45—50.

Лисина М. И., Лопес Гевара Г. М. Развитие избирательности фонематического слуха в раннем возрасте. Сообщение П. Различе­ние фонем родного языка у кубинских взрослых и детей // Новые исследования в психологии. 1973. № 2(8). С. 36—38.

Лисина М. И., Мещерякова С. Ю., Сорокина А. И. Эмоциональ­ное развитие младенцев в общении // У1 Всесоюз. съезд психологов. Ж, 1983. С. 77—79.

138 . '-


Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у до­школьников. — Кишинев, 1983. — 110 с.

Лисина М. И., Шерьязданова X. Т. К вопросу об избиратель­ности отношения к зрительным воздействиям//Изв. АН Казахской ССР. 1980. № 1. С. 59—65.

Лозоцева В. Н. Особенности отношения подростка к сверстни­ку как к образцу: Автореф. канд. дис.— М., 1978.— 20 с.

Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 151—164.

Лямина Г. М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни // Вопр. психологии. 1960. № 3. С. 306—121.

Ляудис В. Я- Память в процессе развития.— М., 1976.— 256 с.

Мазитова Г. X. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев: Автореф. канд. дис—М., 1977.—22 с.

Мазитова Г. X. Взаимоотношения с окружающими взрослыми как фактор развития личности ребенка на первом году жизни // Вопр. психологии личности. Ташкент, liffiL GL 62.—74.

Манова-Томова В. Емоции и говор у малкото дите.— София, 1969.— 195 с.

Мещерякова С. ГО. Особенности «комплекса оживления» у мла­денцев при воздействии предметов и общении с взрослыми // Вопр. психологии. 1975. № 5. С. 81—99.

Мещерякова С. Ю. Психологический анализ «комплекса ожив­ления» у младенцев: Автореф. канд. дис.— М., 1979.— 16 с.

Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я.— М., 1976.— 287 с.

Мухина В. С. Психология дошкольника.— М., 1975.— 240 с.

Мышление и общение//Под ред. Ц. Л. Фридман, А. А. Брудного.—Алма-Ата, 1973.—347 с.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы.— Л., 1960.—224 с.

Непомнящая Н. И. Опыт системного исследования психики ре­бенка.—М., 1975.—232 с.

Обуховский К. Психология влечений человека.— М., 1972.— 237. с.

Общение и его влияние на развитие психики дошкольника //Под ред. М. И. Лисиной,—М., 1974.—209 с.

Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым // Под ред. М. И. Лисиной,- М., 1985.— 208 с.

Отношения между сверстниками в группе детского сада: (опыт социально-психологического исследования) //Под ред. Т. А. Репиной.— М., 1978,—200 с.

Очерки психологии детей младшего школьного возраста // Под ред. А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович.—М., 1950.—190 с.

Павлов И. П. Избранные сочинения.— М., 1949.—638 с.

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории.— М., 1971.— 351 с.

Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка.— М, 1962.—519 с.

Петровский А. В. О некоторых проблемах социально-психоло­гических исследований // Вопр. психологии. 1970. № 4. С. 3—10.

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.—М., 1977.—272 с.

Попова М. И. Особенности речевых проявлений детей первого полугодия второго года жизни // Вопр. психологии. 1968. К» 4. С. 116—122.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история.— М., I960.—
213 с. 139


Принцип развития в психологии//Под ред. Л. И. Анцыферовой.— М., 1978-368 с.

Пришвин М. Незабудки.—М., 1969.—368 с. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. В. В. Давыдова,— М., 1978.—238 с.

Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии // Под ред. В. В. Давыдова.—М., 1979.—160 с.

Проблема общения в психологии // Под ред. Б. Ф. Ломова.—М., 1981.—277 с.

Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе // Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др.—М. 1976.—156 с.

Проблемы формирования социогенных потребностей //Под ред. Ш. Н. Чхартишвили, Н. И. Саржвеладзе.— Тбилиси, 1974.— 308 с. О Психологические основы формирования личности в условиях об­щественного воспитания // Под ред. И. В. Дубровиной и др.— М., 1979.—261 с.

Психология детей дошкольного возраста // Под ред. А. В. Запо­рожца, Д. Б. Эльконина.— М., 1964.— 352 с.

Психология личности и деятельности дошкольника // Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.— М., 1965.— 294 с.

Психология формирования личности и проблемы обучения // Под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной.—М., 1980.— 168 с.

Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте // Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной.— М„ 1966.—300 с.

Развитие общения у дошкольников//Под ред. А. В. Запорожца, М.И. Лисиной.— М., 1974.—288 с.

Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1974. № 3. С. 71—83.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.— М., 1946.— 704 с. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.— М, 1973.— 424 с.

Савонько Е. И. Возрастные особенности ориентации ребенка на самооценку и оценку его другими людьми//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1970. № 1 (14). С. 129—132.

Сеченов И. М. Избранные произведения.— М., 1970.— 771с.

Силвестру А. И. К. вопросу о развитии самооценки в дошколь­ном возрасте // Новые исследования в психологии. 1978а.—№ 2 (19) — С. 80—84.

Силвестру А. И. Роль индивидуального опыта и опыта обще­ния в формировании у дошкольников представлений о своих воз­можностях: Автореф. канд. дис.— М., 19786.— 18 с.

Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 15—29.

Смирнова Е. О. Влияние отношений между ребенком и взрослым на эффективность обучения в дошкольном возрасте//Новые исследования в психологии. 1975. № 1 (12). С. 37—39.

Смирнова Е.О. Влияние общения ребенка со взрослыми на эффективность обучения дошкольников: Автореф канд дис.—Ч ТЪТТ.— 71 с.

Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эф­фективность обучения дошкольников// Вопр. психологии 1980 № 5. С. 105—112.

Смирнова Е. О., Кондратович И. А. Проявление некоторых осо­бенностей в общении со взрослым у детей раннего и дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. 1973. № 9. С. 18—21.


Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис.— М., 1981.- 20 с.

Сорокина Т. М. Исследование феномена «амбивалентного пове­дения» у детей раннего возраста: Автореф. канд. дис—М.,--1977.— 20 с.

Сорокина Т. М. О некоторых, индивидуально-возрастных осо­бенностях общения детей раннего возраста // Вопросы обучения и воспитания. Горький, 1978. С. 142—154.

Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях //Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. — М., 1980.—235 с.

Спок Б. Ребенок и уход за ним.— М., 1971.—456 с.

Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис.— М., 1977.— 15 с.

Счастная А. М. Психологические особенности межличностных отношений детей шестилетнего возраста в условиях детского сада и подготовительных классов школы: Автореф. канд. дис.—Киев, 1980.—21 с.

Татозов Т. Влияние на эмоционалите съсотояния върху говор-ната активност на деца от 2 до 3-годишна възраста: Автореф. канд. дис.— София, 1976.— 39 с.

Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга // Под ред. А. А. Бодалева.— Краснодар, 1975.— 186 с.

Уманский Л. И. Критерии диагностики общественной активно­сти группы как коллектива//Социально-психологические вопросы об­щественной активности школьников и студентов. Курск, 1971. С. 4—25.

Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму.— М., 1968.— 288 с.

Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения де­тей в возрасте от рождения до одного года.— М, 1949.— 101 с.

Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже.— М., 1967.—653 с.

Фокина Н. Э. Развитие моральных суждений у младших школь­ников и подростков: Автореф. канд. дис.— М., 1978.—23 с.

Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей.— М, 1977.—87 с.

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии.— М 1977,—144 с.

Чуковский К. И. От двух до пяти.—М., 1965.—186 с.

Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте//Изв. АПН РСФСР. 1948. Вып.'13. С. 101—132.

Экспериментальные исследования по проблемам общей и пе­дагогической психологии/Под ред. В. Н. Пушкина.— М, 1975.— 186 с.

Экспериментальные исследования по проблемам общей, соци­альной психологии и дифференциальной психофизиологии // Под ред. Э. А. Голубевой, В. Б. Ольшанского.— М., 1976.— 144 с.

Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии//Под ред. М. И. Лисиной.— М., 1979.—160 с.

Эльконин Д. Б. Детская психология.—М., I960.—328 с.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического разви­тия в детском возрасте//Вопр. психологии. 1971. Л° 4. С. 6—21.


Эльконин Д. Б. Психология игры.— М., 1978а.—304 с.

Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 19786. № 3. С. 3—12.

Якобсон Ц. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.— М., 1969.—320 с.

Ainsworth M. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother.— Merrill, 1964.— 123 p.

Ambrose I. The concept of a critical period for development of social responsiveness in early human infancy//Determinants of in­fant behavior.— 1961. N 2. P. 27—49.

Argyl M., Kendon A. The experimental analysis of social perfor-mance//Advances in experimental social psychology.— N. Y., 1967 P. 55—98.

Berlyne D. E. Conflict, arousal and curiosity. N. Y., I960.—274 p.

Bosinelli M., Venturini A. II costituirsi del rapporto aggetuale nel primo anno di vita: ricerche sperimentali sulla risposta del sorriso //Revista di psychologia. Anno LXII, fase. 1968. N 1. P. 54—72.

Bower T. G. R. The visual world of infants.—N. Y., 1966.—318 p.

Bower T. G. R. Infant perception of the third dimention and object concept development//Infant perception: from sensation to cog­nition. N. Y.; S-fco; L., 1975. P. 7—72.

Bowlby I. Maternal care and mental health.— Geneva, 1951 a.— 166 p.

Bowlby J. Soins maternels et sante mental.— Geneva, 1951 b.— 199 p.

Bowlby I. Attaehment//Attachment and love. L., 1969. Vol. I. 104 p.

Brackbill Y. The use of social reinforcement in conditioning of smiIing//Behavior in infancy and early childhood. N. Y., 1967. P. 31—55.

Bruner J. S. Beyond the information given: Studies in the psy­chology of knowing.— L., 1970.— 216 p.

Bryan J. H. Children's cooperation and helping behavior//Review of child development research. Chicago, 1975. Vol. 5. P. 127—182.

Campbell D. T. Ethnocentric and other altruistic motives//Nebras-ka symposium on motivation. Nebraska, 1965. P. 283—311.

Cantor G. N. Reactions of infants and children on complex and new stimuli//Advances in child development and behavior. N. Y.; L., 1963. P. 114—147.

Carlsson V., Carlsson L., Akerman M. Barn 0-2 arux. Utveckling i samspel. Lund, 1976.—78 p.

Casler L. The effects of extra tactile stimulation on a group of institutionalized infants//Gen. Psychol. 1965. N 71. P. 167—175.

Condon W. S., Sander L. W. Synchrony demonstrated between movements of the neonate and adult speech//Child Development. 1974. Vol. 45. P. 45—53.

David M., Appel G. Loczy ou le maternage insolite,— Paris, 1973.— 176 p.

Dauis K. Extreme social isolation of a child//Amer. J. Socio! 1940. Vol. 45. P. 554—565.

Dunn J. Distress and comfort.—Cambridge; Mass, 1977.—208 p


Elkind D. Cognitive growth cycles in mental development//Neb-raska Symposium on motivation. 1971. Vol. 19. P. 1—31.

Fantz R. L. Pattern discrimination and selective attentions as determinants of perseptual development from birth//Perceptual deve­lopment in children. N. Y., 1966. P. 64—91.

Fantz R. L., Nevis S. Pattern preference and perceptual-cognitive development in early infancy//Readings in child development and per­sonality. N. Y.; L., 1970. P. 75—96.

Festinger L. Motivation leading to social behavior//Nebraska Symposium on motivation. 1954. P. 191—220.

Freud A. The age and the mechanisms of defence.— N. Y., 1946.— 252 p.

Freud A., Danti S. An experiment in group uobringing//Psycho-analytic study of the child. N. Y., 1951. Vol. 6. P. 117—141.

Gardener L. Infants look for care//Scientific American. 1972. Vol. 1. P. 271—291.

Gesell A. Wolf child and human child. The life history of Kamaia, the wolf girl.—L., 1941. 117 p.

Gewirtz J. L. Discussion on the use of operant conditioning tech­niques with children//Child research in psychopharmacologv. Spring­field, 1959. P. 127—136.

Gewirtz J. L. A learning analysis of the effects of normal stimu­lation, privation and deprivation on the acquisition of social motiva­tion and attachment//Determinants of infant behavior. L., 1961. P. 213—299.

Gewirtz J. L., Baer D. M. The effect of brief social deprivation on behaviors for a social reinforcement//,!. Abnorm. Sos. Psvchol. 1955. N 56. P. 504-529.

Gibson J, Growing up: A study of children.— Reading, Mass, 1978.—526 p.

Goldfarb W. Infants rearing and problem behaviors//Amer. J. of Orthopsychiathry. 1943. Vol. 13. P. 29—47.

Goldfarb W. Effects of early institutional care on adolecent per­sonal ity//Amer. J. of Orthopsychiatry. 1944. Vol. 16. P. 72—98.

Harlow H. F-, Harlow M. Learning to love//Amer Sci. 1966.
Vol. 55. N 3. P. 293—315.

Harlow H. F., Harlow M. Learning to love//Readings in child development and personality. N. Y.; L., 1970. P. 118—145.

Hartup W. Peer interaction and social organization // Carmichael's Manual of Child Psychology. N. Y., 1970. Vol. 2. P. 730—774.

Leach P. Baby and child: From birth to age five.— L., 1979.— 512 p.

Lewis M., Brooks I. Self, other and fear infants' reaction to peop-Ie//The origin of fear. N. Y., 1974. P. 47—81.

Maccoby E., Masters J. S. Attachment and dependency//Carmi-chael's Manual of Child Psychology —N. Y., 1970. Vol. 1. P. 314— 368.

McGrow M. The neuromuscular maturation of the infant.— N. Y., 1943—284 p.

Madsen К- В. Modern theories of motivation.— Copenhagen, 1974.— 159 p.

Maslow A. H. Motivation and personality.—N. Y., 1954.—405 p.

Moreno J. Who shall survive.—N. Y., 1934.—204 p.

Mehrabian A. Significance of posture and position in the commu-rication of attitude and status relationships//Psychol. Bull. 1969. Vol. 71. P. 359—372.


Mehrabian A. Nonverbal communication//Nebraska Symposium on motivation. 1971. Vol. 19. P. 107—161.

Papousek H. Experimental studies of appetitional behavior in hu­man newborns and infants//Readings in child development and per­sonality. N. Y.; L., 1970. P. 85—103.

Piaget J. Essai sur quelqties aspects du developpement de la no­tion de partie chez Г enfant//J. Psychol. Norm. Path. 1921. Vol. 18 P. 449—480.

Piaget f. De quelques formes primitives de causalite chez l'en-fant//L'annee Psychol. 1925. Vol. 26. P. 31—71.

Piaget J. La premiere annee de l'enfant//Brit. J. Psychol. 1927 Vol. 18, P. 97—120.

Piaget J. The child's conception of physical causality.— L 1930.— 120 p.

Piaget J. The construction of reality in the child,— N. Y., 1954.— 135 p.

Pick A., Frankel D. C, Hess V. L. Children's attention: the deve lopment of selectivity//Rev. Ch. Research. Chicago; London, 1976 Vol. 5. P. 325—383.

Ribble M. The right of infants: early psychological needs an their satisfaction.— N. Y., 1943.— 172 p.

Rheingold H. L., Gewirtz J. L., Ross H. W. Social conditioning of vocalizations in the infant//J. Сотр. Psychol. Physiol. 1959. Vol. 52 P. 68—73.

Schaffer R. Mothering.—Fontana, 1977.—127 p.

Shirley M. In Murchisons Handbook of Child Psychology. 2 Aufl S. 236.—Worcester; Mass, 1933.

Skinner B. F. Science and human behavior.— N. Y., 1943.— 238 p.

Smock C. D., Holt B. G. Children's reaction to novelty: an exp> rimental study of "curiosity motivation"//Child Development. 196^ Vol. 33. P. 631—642.

Spitz R. Hospitalism: an inquiry into the genesis of psychiai conditions in early childhood//Psychoanal. Study of Child. N. Y., 19-Vol. 1. P. 53—74.

Spitz R. Hospitalism: a follow up report on investigation de -cribed in Vol. 1., 1945//Psychoanal. Study of Child. N. Y., 1946 .. Vol. 2. P. 11—31.

Spitz R. Anaclytic depression: an inquiry into genesis of psychi atric conditions in early childhood//Psycholog. Study of Child. N. Y 1946 b. N 2. P. 217—234.

Stevenson A. W. Social reinforcement of children's behavior//Ad vances in child development and behavior. 1965. Vol. 2. P. 98—124.

Stone L. Y. A critique of studies of infant iso!ation//Child De­velopment. N. Y„ 1954. Vol. 25. N 1. P. 187—217.

Washburn R. W. A study of the smiling and laughing in the firs years of life//Genet. Psychol. Mon. 1929. N 6. P. 422—453.

White B. L. The first three years of life.—N. Y., 1975.—285 p

Yarrow L. Maternal deprivation: toward an empirical and con ceptual re-evaluation//Psychol. Bull. 1961. N 58. P. 459—490.

Zazzo R. Corps et comportement//Actes du XXI-e Congress In­ternational de Psychologie. Paris, 1978. P. 203—224.


Оглавление


Оглавление



Введение 3

Глава I. Понятие обще-

ния 8
Определение общения. -

Общение и деятельность.
Общение как деятель-
ность. 11

Функции общения. Значение общения 14

Роль общения в психиче­с-ком развитии ребенка 17

Глава II. Возникновение об­щения у ребенка. 30 Потребность в

общении 31

Основные мотивы обще­ния 46
Средства общения 57

Глава III.Развитие обще-­
ния у детей в первые
7 лет жизни 76


Понятие формы общения 76
Ситуативно - личностная
форма общения 77

Ситуативно-деловая фор­-
ма общения 85
Внеситуативно - познава­
тельная форма общения 89
Внеситуативно - личност­
ная форма общения 92
Механизм смены форм
общения 100

Глава IV. Продукты

обще­ния 104
Взаимоотношения ребенка

с окружающими людьми 106

Образ самого себя 120
Заключение 134
Литература 135



Образование "Педагогические науки

Педагогическая психология


Монография Мая Ивановна Лисина






Сейчас читают про: