Соответствие науки характеристикам и принципам социального института. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и научные школы. Формирование междисциплинарных сообществ в структуре современной науки. Научные учреждения. Система подготовки научных кадров. Информационная революция и компьютеризация современной науки. Изменения в способах хранения и передачи научных знаний.
Наука и экономика. Наука и власть. Государственное регулирование науки. Политико-правовые аспекты научной деятельности. Этика науки и нравственная ответственность ученого.
Психологические аспекты деятельности ученого. Личность ученого и стимулы научного творчества
Тема 4. Уровни научного познания. Методология научного исследования
Эмпирический и теоретический уровни познания, критерии их различения и взаимосвязь.
Структура эмпирического знания. Понятие научного факта. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта.
|
|
Специфика теоретического познания. Проблема, гипотеза, теория. Закон как ключевой элемент научной теории.
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Всеобщие методы. Методы общелогические. Методы эмпирического познания. Методы теоретического познания. Частнонаучные методы. Отличие естественнонаучной и социально-гуманитарной методологии.
Неоднозначность трактовок эвристической ценности метода. Методология на современном этапе, проблемы и тенденции развития.