Тема 3. Наука как социальный институт

Соответствие науки характеристикам и принципам социального института. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и научные школы. Формирование междисциплинарных сообществ в структуре современной науки. Научные учреждения. Система подготовки научных кадров. Информационная революция и компьютеризация современной науки. Изменения в способах хранения и передачи научных знаний.

Наука и экономика. Наука и власть. Государственное регулирование науки. Политико-правовые аспекты научной деятельности. Этика науки и нравственная ответственность ученого.

Психологические аспекты деятельности ученого. Личность ученого и стимулы научного творчества

Тема 4. Уровни научного познания. Методология научного исследования

Эмпирический и теоретический уровни познания, критерии их различения и взаимосвязь.

Структура эмпирического знания. Понятие научного факта. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта.

Специфика теоретического познания. Проблема, гипотеза, теория. Закон как ключевой элемент научной теории.

Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Всеобщие методы. Методы общелогические. Методы эмпирического познания. Методы теоретического познания. Частнонаучные методы. Отличие естественнонаучной и социально-гуманитарной методологии.

Неоднозначность трактовок эвристической ценности метода. Методология на современном этапе, проблемы и тенденции развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: