Формирование марксизма не есть каприз или амбиции отдельно взятых людей, это социальное явление, с объективной закономерностью родившееся при определенных условиях.
Марксизм - это первый крупномасштабный переход передовой общественной мысли на позиции системного анализа при объяснении особенностей развития социально-политических процессов в человеческом обществе. Социально-экономическая теория, сформировавшаяся ко второй половине XIX века, имела целью охватить анализом особенности развития всего спектра общественных отношений.
Вообще, социальные возмущения в обществе, как правило, вызывают мощнейшие приливы научной мысли. Первые признаки приливной волны научной мысли по осмыслению параметров «справедливого» устройства общества берут начало от Т.Моора, Кампанеллы и через И.Канта, Гегеля, Фейербаха достигают наивысшей отметки своего развития в лице К.Маркса.
Образуется своеобразная социальная волна, идущая от теории через действующий способ производства. Научного потенциала, сосредоточенного в обобщенной социальной теории, вобравшей в себя в обработанном виде весь объем прошлых знаний, хватает до момента наступления следующего крупномасштабного возмущения в обществе.
После достижения наивысшей точки развития научной мысли наступает своеобразный отлив с четко выраженной тенденцией прикладного апробирования теории. Чередование теории и практики является естественным научным процессом. В функцию опыта и входит установление относительно точных очертаний исследуемого предмета. Но сам импульс к производству опытных работ дает теоретическое предположение. Величина отклонения между теорией и результатами опыта является условием для начала нового этапа теоретического осмысления и производства нового опыта и т.д.
В отличие от предшествующих экономистов, К.Маркссумел вычленить из ядра производительных сил уже отдельно взятую элементарную частицу - рабочую силу. Графически это выглядит так: (см.рис.1)
рис. 1
На основе данного открытия и стали производиться социальные выводы, которые были для того времени вполне достаточными, чтобы носить формационный характер.
Нет ничего удивительного, что вокруг марксизма стал закономерно формироваться центр научного притяжения, в зоне идеологической гравитации которого находилась и вся последующая социально-экономическая мысль.
Некоторая удаленность исследований от ядра производительных сил в сторону изучения процессов, проявляющихся в сфере обменных процессов (рыночной), формировала сектор так называемых буржуазных теорий. Различие их заключалось в следующем: марксизм становился классическим представителем центростремительного направления исследования социальных процессов в обществе, а те теории, которые обособлялись в рамках рыночной сферы, являлись представителями центробежного направления.
Рыночная сфера по своей внутренней сути не отражает интересы развития производственной составляющей общества, а лишь опосредованно использует ее рабочие возможности.
Структурные изменения, происходящие в производственной подсистеме, в рыночной подсистеме преобразуются на язык стоимостного и товарного их выражения. Берется только количественная сторона явлений, связанная с потребительскими свойствами, а качественная отбрасывается.
Каждая из данных теорий, будь то теории предельной полезности, предельной производительности труда и капитала, теория Кейнса, теории, выдвинутые школами неоконсерватизма и неоклассического синтеза, неоманеторизма, в естественном порядке, адаптировались под локальные или рыночные условия, что и определяло ранг их социальной подчиненности головному направлению формационной идеологии - марксизму.Но именно векторная разнонаправленность являлась причиной идеологических разногласий между ними, которая проявлялась в пределах одной и той же формации, в данном случае капиталистической.
Однако, после революции 1917 года, в России социальные границы этой же формации стали именовать уже как социалистической, что приводило к дополнительному идеологическому напряжению между странами. Вполне естественно, что вне единицы измерения нижней и верхней границы какой-либо формации, стадии или социального уровня, говорить о формационном, уровневом различии не имеет никакого смысла. Надо иметь неопровержимый объективный фактор, который бы однозначно указывал на признаки принципиального различия.
Современный кризис общественной системы прямо указывает на отсутствие теоретических разработок перспективного характера, заданного передовой частью производственной подсистемы. Вывод общества на новую орбиту социального движения не может быть осуществлён на основе использования, как марксизма, так и экономикс, поскольку это две части одного целого.
Поэтому, при разрушении одного сектора, следует ожидать неминуемого крушения другого. Предельная полезность всех ныне существующих социально-экономических теорий не может распространяться дальше рубежей капиталистической формации.
Следовательно, текущей прикладной задачей общественных наук становится выработка технического решения по преодолению силы тяготения прошлой или устаревшей формы социального мышления.
Сам процесс формирования нового уровня социальной теории не означает автоматического отвержения научной ценности, сосредоточенного в марксизме или экономикс, а лишь указывает на необходимость исследования, как природы их появления, так и установления конкретных причин их научного истощения.
§ 2. Критический обзор теоретических позиций