Мотивационная деятетельность

ГЛАВА 2

МОТИВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭМОЦИИ

Две эти функции традиционно рассматриваются как различные, однако в поведении они неразрывно связаны друг с другом. Эмоции обслуживают мотивационную деятельность в тех случаях, когда репрезентация внешних или внутренних факторов не создает достаточных, адекватных условий для осуществления поведения на их основе. Мотивация того или иного поступка в значительной мере определяется эмоциональным отношением к нему. В то же время, те самые факторы, которые определяют характер мотивации, определяют и характер эмоционального отношения к предмету поведения.

МОТИВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕТЕЛЬНОСТЬ

Мотивацию обычно определяют как совокупность факторов, определяющих поведение. Учитывая тот факт, что главным свойством любого поведения является его целенаправленность, мотивация неразрывно связана с целью поведения.

В подавляющем большинстве случаев мотивация ориентирована на достижение какой-то определенной цели, и эта цель определяет специфику мотивации. Поскольку мотивация направлена на достижение конкретной цели, т.е. получения конкретного приспособительного результата, то все атрибуты этой мотивации будут иметь характерные черты поведения направленного на достижение именно этого результата. Так, если мы хотим есть, то наше поведение будет, вероятно, включать накрывание стола, приготовление пищи и т.д. и не будет включать приготовления цементного раствора или еще какого-то другого поведения. Поскольку любое поведение проистекает из потребности и может показаться, что именно потребность определяет специфику мотивации, однако потребность в пище можно удовлетворить по-разному. Можно пойти в ресторан, поесть дома или перекусить на ходу. Все эти действия обладают разным мотивационным значением, так как ведут к разным приспособительным результатам. Поэтому мотивация поведения и вся его специфика определяется параметрами приспособительного результата.

Существует представление о наличии неспецифической мотивации. В данном случае речь идет о неспецифической реакции активации. Через ретикулярную формацию ствола мозга любой раздражитель способен вызвать неспецифическую реакцию активации, которая развивается однотипно, вне зависимости от того, что ее вызвало. В результате животное становится реактивным к широкому кругу стимулов. Это изменение психологи называют ростом общей мотивации или «общего побуждения». Тем не менее, такое побуждение также имеет специфическую цель, а именно получение информации о стимуле, вызвавшем эмоциональную реакцию. Кроме того, такая реакция представляет собой проявление безусловного ориентировочного рефлекса. Поэтому мотивацию рационально рассматривать все-таки как специфический процесс.

Как уже говорилось, главным свойством поведения является его целенаправленность. То есть поведение имеет цель. Философы определяют понятие «Цель», как модель потребного будущего. Такое определение, будучи безусловно правильным в качестве наиболее обобщенного понятия, тем не менее не может удовлетворить нас в контексте данной темы. Оно не достаточно конкретно отражает принцип, на который ориентируется животное или человек при определении цели своего поведения.

Цель поведения любого организма формируется на основе осознания потребности. Потребностью в самом общем смысле слова выступает поддержание максимально возможной приспособленности организма к условиям среды, в которой данный организм обитает. Однако такая формулировка не устраивает нас с функциональной точки зрения, так как не позволяет определить место потребности в качестве действующей субъединицы в механизме формирования поведения. Что может явиться причиной возникновения потребности, способной вызвать то или иное поведение? Такими причинами могут быть: а) изменения условий внешней среды, требующие перестройки поведенческих и гомеостатических систем организма; б) изменения внутренней среды организма, регистрируемые рецепторами, при их отклонении от оптимальных параметров; в) осознание неких возможностей повышения уровня приспособленности. Следовательно, потребность состоит 1) в нормализации этих параметров, 2) в приведении организма к состоянию, оптимальному по отношению к изменившимся условиям внешней среды; 3) она может состоять также в достижении возможно более высокого уровня приспособленности к этим условиям по сравнению с существующим. Таким образом, ПОТРЕБНОСТЬ может быть определена как осознание индивидом или животным несоответствия его текущего состояния требованиям механизмов поддержания гомеостаза, изменений внешней среды или открывшимся перспективам повышения адаптивных возможностей организма.

Потребность тем больше, чем больше степень указанного несоответствия, осознаваемого организмом. Здесь очень важно, что в качестве движущей силы поведения потребность должна не только существовать, но быть отражена в сознании индивида. Действительно, если указанное несоответствие не отражается в сознании, то оно и не может являться движущей силой поведения. Если указанного несоответствия реально не существует, но индивид по каким-то причинам считает, что оно есть, оно будет служить основанием для совершения поведения, реальной потребности в котором у индивида нет. И наконец, если индивид неверно осознает характер и параметры этого расхождения, то он будет стремиться к «неправильной» цели.

Наличие цели у поведения предполагает, что, по завершении поведения, будет достигнут некий результат, восстанавливающий, поддерживающий или увеличивающий указанную приспособленность. Таким образом, целью любого поведения является получение полезного приспособительного результата. Это понятие отражает ту величину, на которую возросла в итоге совершенного поведения приспособленность животного в его среде обитания. Прилагательное «полезный» в этом определении говорит о том, что величина этого результата определяется за вычетом затрат, совершенных при получении этого результата.

Увеличение приспособленности может носить самые разнообразные формы. Животное может совершать работу, чтобы приобретать новые энергетические субстраты или иные ресурсы. Оно может совершать работу, чтобы совершенствовать свою структуру, и, наконец, деятельность может быть направлена на приобретение новой информации. Информационная деятельность является самым эффективным способом вложения энергии. Считается, что 1 Дж энергии, затраченный на приобретение информации, в дальнейшем экономит в среднем 100 Дж на совершение полезной работы в данном виде деятельности. Это может быть также защита от нападения хищников и произведение потомства, строительство убежища (гнезда) и т.д. На ценности результата существенным образом сказывается размер затрат энергии, материальных ресурсов и т.д., израсходованных при получении этого результата. Соотношение величины полученного приспособительного результата и затрат, произведенных при его получении, определяет эффективность (оптимальность) поведения.

В наиболее общих чертах, мотивация представляется механизмом, функционирующем на принципе отрицательной обратной связи. По мере совершения поведения за счет получения полезного результата происходит снижение указанной разницы, что ведет к снижению мотивации. Такое реципроктное взаимодействие потребности (мотивации) и результата действия и получило название отрицательной обратной связи, который является универсальным принципом регуляции многих биологических процессов и присущ не только мотивационному процессу.

Описанная выше логика привела к формированию понятия о драйве (от английского слова drive – гнать, править, приводить в движение), сформулированному в начале XX века Р. Вудвортсом (Woodworth). В соответствии с этим понятием, драйв представляется в виде специфической энергии, накапливающейся в результате осознания потребности. Эта энергия приводит в действие поисковое поведение, направленное на достижение стимульной ситуации, которая активирует механизм поведения. Приведение в действие пускового механизма поведения обеспечивает разряд эндогенной активности в действии, направленном на непосредственном удовлетворении потребности. Основным и наиболее очевидным дефектом концепции драйва является то, что она практически не учитывает роли внешней стимульной ситуации, отводя ей место только в качестве пускового стимула [Мак-Фарленд Д., 1988].

Концепция драйва, с существенными поправками в виде учета значения внешней стимульной ситуации, был положен в основу гидромеханической модели механизма мотиваций, предложенной К. Лоренцом, которая по его мнению, могла бы показать, каким образом биологические побуждения реализуются в поведении. Эта модель представлена на рис 2.1.

Рис. 2.1. Гидромеханическая модель Лоренца. 1 – резервуар энергии, пополняемый возбуждением нервных механизмов; 2 – внешние раздражители; 3 – реализация поведения; 4 – «пружина» порог осуществления той или иной реакции (цитировано по Годфруа, 1992). С позиций данной модели внутренние факторы должны быть связаны с количеством энергии, имеющейся в нервной системе и используемой для определенных действий. С течением времени эта энергия, будучи нереализованной, накапливается, поступательно усиливая побуждения к какой либо активности. Внешние факторы представляют собой стимулы, связанные с данной активностью. Их присутствие ускоряет наступление данной активности. Здесь возможны две ситуации: 1. Скопившаяся внутренняя энергия, символически обозначенная в модели водой, поступающей из крана, настолько велика, что она сама по себе может вызвать открытие клапана в резервуаре и инициировать какое-то поведение. К.Лоренц приводит пример со скворцом, который долгое время сидел в клетке и не

имел возможности ловить мух. Несмотря на то, что птица получала достаточное количество корма, длительная нереализация естественного поведения ловли насекомых привела к тому, что он начал совершать движения, подобные ловле в отношении совершенно неспецифических стимулов.

2. Внешний раздражитель настолько привлекателен, что ответная реакция может наступить при отсутствии объективной значимой потребности. Например, вкусный пирог может вызвать появление аппетита даже у совершенно сытого человека [Годфруа, 1992]. Эти внешние раздражители показаны на схеме грузом, который оттягивает пружину запорного клапана вниз.

Такая схема достаточно просто и ясно описывает поведение с точки зрения работы мотивационного механизма, однако она применима только для поведенческих реакций, осуществляющихся в отношении простых стимулов и в закрытой системе. То есть, когда полезность стимула оценивается по одному признаку и животное не стоит перед необходимостью выбора, какое из двух или многих действий ему нужно совершить и, когда на процесс принятия решения не влияют иные обстоятельства, например, личный опыт.

Как понятие драйва, так и гидромеханическая модель К.Лоренца в настоящее время критикуются этологами. Однако, практически, ни одно руководство или учебное пособие по этологии или психологии, обсуждая механизмы формирования мотивации, не обходит стороной эти две модели. Сначала излагается их суть, а уж потом картина дополняется и рисуется современное представление о механизмах формирования потребности и мотивации и их реализации в поведении. Дело в том, что как концепция драйва, так и гидромеханическая модель, хотя и не отражают механизма мотивации во всей его полноте, но иллюстрируют функционирование базового механизма, который заложен мотивационном процессе, хотя и существенно модифицируется весьма существенным образом рядом факторов, неучтенных в описанных двух моделях. При этом мотивация формируется как следствие системной интеграции относительно независимых механизмов управления поведением, объединяющихся вокруг этого базового принципа. Данное обстоятельство и объясняет высокую вариабельность мотивации и ее гибкое приспосабливание к требованиям ситуации.

Важный фактор, который принимает участие в формировании мотивации и не учитывается ни теорией драйва, ни гидродинамической моделью К.Лоренца – это функция затрат, следующих из активности, которую предстоит осуществить при достижении приспособительного результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: