double arrow

Методы управления. Большое значение для эффективного управления имеет оптимальное сочетание различных методов управления


Большое значение для эффективного управления имеет оптимальное сочетание различных методов управления.

Методы управления представляют собой способы и совокупности приемов воздействия на коллективы людей или отдельных работников в процессе их трудовой деятельности.

Методы управления делятся на три основные группы:

1. Административные.

2. Экономические.

3. Социально-психологические.

Административные методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно-распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения в виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их выполнении управляемой подсистемой.

В управлении здравоохранением используется достаточно большое число способов административного воздействия, в том числе:

а) стабилизирующие или регламентирующие методы устанавливают определенные правила, точные предписания к действию, рамки деятельности.

К стабилизирующим методам относятся: Положения (об учреждении здравоохранения, о подразделении ЛПУ, о комиссиях ЛПУ и т.д.), нормы нагрузки, нормативы, штатное расписание ЛПУ и др.;

б) распорядительные методы направлены на решения конкретных задач в ситуациях, которые не предусмотрены установленными и действующими положениями и правилами.

Следует отметить, что в управлении могут использоваться две формы реализации распорядительного метода: документальная и устная. Так, директивы и постановления оформляются только документально, а приказы, распоряжения и указания могут быть даны и устно, и письменно;

в) дисциплинарные методы воздействия включают не только строгое соблюдение плановой, производственной и финансовой дисциплины, но и установление ответственности: личной и коллективной, моральной и материальной, служебной и гражданской. Административные методы обычно быстро дают результаты в отличие от экономических и социально-психологических способов воздействия, результаты которых, как правило, проявляются с определенным «шагом времени» (то есть с определенной задержкой). Однако, в современных условиях жесткое администрирование, игнорирование мотиваций коллектива и отдельных работников нередко приводит к ухудшению социально-психологического климата в медицинском учреждении (подразделении), снижению качества медицинской помощи, созданию отрицательного имиджа ЛПУ.

Экономические методы управления можно представить как совокупность способов по осуществлению воздействия с помощью экономических категорий.

Они основаны на применении экономического стимулирования производственных коллективов, создании материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Эти методы позволяют путем активизации экономических интересов объекта управления ориентировать его деятельность в направлении эффективного использования имеющихся ресурсов без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управления (то есть руководителя).

Широкое применение экономические методы управления получили в период внедрения в практику здравоохранения принципов нового хозяйственного механизма. В новых условиях хозяйствования развивались прогрессивные формы организации и оплаты труда: бригадный, коллективный и арендный подряд. Оплата труда каждого работника была увязана не только с объемом, но и со сложностью и с качеством выполненной работы.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению воздействия на духовные интересы работников, формирование их мировоззрения. Они основаны на межличностных отношениях и использовании социально-психологических закономерностей развития личности и трудовых коллективов.

Социально-психологические методы управления можно разделить на две группы:

— прямые методы;

— косвенные методы.

Прямые методы социально-психологического воздействия включают:

а) внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека);

б) убеждение (аргументирование с помощью логических средств);

в) подражание (воздействие на основе личного примера);

г) вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально-психологических мотивов);

д) принуждение (применение авторитета и власти руководителя);

е) побуждение (повышение морально-общественной значимости предстоящей работы).

Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия, они создают заранее заданную ситуацию, в рамках которой выполняется работа.

Это опосредование может осуществляться:

1) условиями труда, то есть созданием определенной ритмичности, привлекательности, степени нагрузки.

Так, в поликлинике определенная ритмичность и оптимальная степень нагрузки обеспечивается распределением потока больных работниками регистратуры, использованием формы «самозаписи» к врачам, организацией доврачебного кабинета, наличием полной и доступной для пациентов информации о режиме деятельности подразделений, времени приема врачей-специалистов и т.д.;

2) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования;

3) путем создания соответствующего социально-психологического климата в коллективе.


Сейчас читают про: