Г. Пермь, Пермский край, Россия

Современное общество может быть определено как «постиндустриальное общество» (Д.Белл), «постэкономическое общество» (Д. Белл, В.Л. Иноземцев), «информационное общество», «планетарное информационное общество», «устойчивое общество» и даже «планетарное гражданское общество» (Н. Моисеев, Д.И Львов) [1], но, прежде всего, это «общество риска».

Риск – обратная сторона потребления и комфорта, потеря которого вызывает такой же страх, как потеря собственной идентичности.

Основной смысл понятия риска в самом общем виде заключен в терминах “ценность” и “вероятность” (“неопределенность”) последствий. Риск неустраним из социальной жизни, а пределы безопасности создаются самим обществом [2, с.13,18].

Понятие безопасности многозначно: как общенаучное понятие – это необходи­мое свойство, атрибут живой материи, а также условие функ­ционирования и самосохранения биосоциальных организмов, систем; как общесоциологиче­ское понятие - качественная характеристика устойчивого развития социаль­ных, социетальных и социокультурных систем; как спе­циализированное понятие - защищенность объектов безопасности, их определенное состояние, при котором они способны противодействовать угрозам; как со­циокультурное понятие - конкретная историческая форма обеспечения безо­пасного развития [3].

Для социологического анализа безопасности в современном обществе наибо­лее значимым являются теоретико-методологические основы теории риска, разработанные в трудах У.Бека, Н. Лумана, Э. Гидденса, П. Штомпки, О. Яницкого.

Концепция «общества риска» У. Бека основывается на теории модернизации, в рамках которой, риск – действие ее механизмов. Индустриальное общество, как общество благ, уступает место «обществу риска», в котором риски сознательно производятся обществом и подрывают установленную систему безопасности.

Н. Луман рассматривает риск как ситуацию у порога катастрофы, т.е. как готовность принять его как неизбежную данность. При этом, по его мнению, разные социальные группы имеют свои критерии отбора риска, с учетом качества информации, которой они располагает.

По его мнению, «современное общество рассматривает опасности со стороны риска и воспринимает их всерьез только как риски»[4, с.136,154].

Э. Гидденс считает, что жить в эпоху "поздней современности" (late modernity) значит жить в мире случайности и риска – неизменных спутников системы, стремящейся к установлению господства над природой и рефлек­сивному творению истории. «Риск – это не то же самое, что опасность или угроза. Понятие риска связано с активным анализом опасно­стей с точки зрения будущих последствий»[5, с.107].

По определению П. Штомпки, риск и угрозу несут в себе уже сами соци­альные изменения, независимо от их содержания, т.к. любое изменение в со­циальной жизни сопряжено с ломкой системы норм и ценностей, что, по сути, тождественно социальной травме [6, с.6-8].

По определению Яницкого О.Н., российское общество постепенно транс­формируется в общество всеобщего риска, которое не имеет доминирующего взгляда на мир.

Его сущностным качеством является двузначность: то, что для некоторой группы выступает благом, позитивом, то для ее оппонентов и для среды, в которой она функционирует, является риском, бедствием. Для данного общества характерны вынужденные, а потому негативные солидарности, т.е. противоестественные общности людей с противоположными интересами и ценностями, а также с различными социальными статусами, которые вынуждены (в целях самосохранения) взаимно поддерживать друг друга.

В итоге ключевой характеристикой общества всеобщего риска является опасный сдвиг к перемене знака: производство рисков угрожает вытеснить производство общественного богатства, будь то здоровье общества, его интеллектуальный потенциал, товары или услуги [7, с.24, 31].

Т.о., «общество риска» - это определенная стадия развития социальности, которая характеризуется генерированием рисков, опасностей и угроз, нестабильностью, неопределенностью, двойственностью, отсутствием четких критериев поведения в обществе, снижением ценностей нормативно-регулятивного ряда, а в качестве основы социальной солидарности людей выступают риск и безопасность.

В целом, вышеперечисленные теории риска объединяет критическое отношение к социокультурным особенностям «поздней современности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: