К микромаркетинговой среде относятся, прежде всего, силы, действующие на рынке, представленные в первую очередь потребителями. Именно они лежат в основе всей системы маркетинга и маркетинговой среды предприятия. К силам микромаркетинговой среды также относят поставщиков сырья, конкурентов, посредников и контактные аудитории.
Поставщики сырья – это организации, или фирмы, или частные лица, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами, необходимыми для его коммерческой деятельности.
Конкуренты – это организации или фирмы, действующие на целевом рынке и занимающиеся аналогичной производственно-коммерческой деятельностью.
Посредники – это фирмы или организации, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди потребителей. К ним относят: магазины оптовой и розничной сети, рекламные агентства, средства массовой информации и т.д.
Контактные аудитории – это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.
К ним относят: Государственную налоговую администрацию, банковские и финансовые учреждения, санитарно-эпидемиологическую станцию, органы статистики, центр занятости населения, органы сертификации и стандартизации продукции, торгово-промышленную палату, антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей, бюджетные организации, таможню и т.д. Они взаимодействуют с конкретными производителями, согласно своей миссии в зависимости от специфики производства предприятия.
Макромаркетинговая среда представлена основными шестью факторами.
Составляющими экономического фактора являются:
ü тенденции формирования валового внутреннего продукта и
структура его использования;
ü тенденции конъюнктуры рынка;
ü приоритеты в развитии важнейших сфер экономики;
ü отраслевая структура народного хозяйства;
ü уровень цен и инфляции, дефицитность бюджета;
ü состояние платежного баланса;
ü международная экономическая интеграция и т.д.
Политико-правовой фактор предполагает следующие составляющие:
ü стабильность политической ситуации в стране;
ü стабильность и взаимодействие трех ветвей власти
(исполнительной, законодательной, президентской);
ü разнообразие форм собственности;
ü свобода предпринимательства;
ü влияние профсоюзов;
ü международное положение;
ü законодательные и нормативные акты, регулирующие все
сферы деятельности общества и т.д.
К составляющим научно-технического фактора следует относить:
ü структуру основного капитала в отраслях народного хозяйства;
ü создание новых производственных технологий видов сырья и
материалов и т.д.
Составляющими социально-культурного фактора являются:
ü устойчивость базовых и вторичных культурных ценностей;
ü культурные и национальные традиции;
ü уровень образования;
ü жизненный уровень населения и т.д.
Демографический фактор предполагает следующее составляющие:
ü рост численности населения;
ü возрастная структура;
ü структура занятости;
ü миграция населения;
ü уровень безработицы и т.д.
К составляющим природного фактора следует относить:
ü состояние природной среды;
ü утилизация и переработка отходов;
ü сокращение запасов природных ресурсов и т.д.
Все факторы микромаркетинговой среды косвенно влияют на хозяйственную
деятельность предприятий, но требуют учета и тщательного их изучения.
Таким образом, предприятие на рынке функционирует под воздействием
разнообразных сил, факторов и элементов которые составляют его маркетинговую
среду и во многом определяют характер его деятельности. Поэтому следует
надлежащим образом подходить к оценке характеристик сил и факторов внешней
среды и определению относительной важности их для предприятия.