Понятие и характеристика микро и макро среды предприятия

К микромаркетинговой среде относятся, прежде всего, силы, действующие на рынке, представленные в первую очередь потребителями. Именно они лежат в основе всей системы маркетинга и маркетинговой среды предприятия. К силам микромаркетинговой среды также относят поставщиков сырья, конкурентов, посредников и контактные аудитории.

Поставщики сырья – это организации, или фирмы, или частные лица, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами, необходимыми для его коммерческой деятельности.

Конкуренты – это организации или фирмы, действующие на целевом рынке и занимающиеся аналогичной производственно-коммерческой деятельностью.

Посредники – это фирмы или организации, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди потребителей. К ним относят: магазины оптовой и розничной сети, рекламные агентства, средства массовой информации и т.д.

Контактные аудитории – это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.

К ним относят: Государственную налоговую администрацию, банковские и финансовые учреждения, санитарно-эпидемиологическую станцию, органы статистики, центр занятости населения, органы сертификации и стандартизации продукции, торгово-промышленную палату, антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей, бюджетные организации, таможню и т.д. Они взаимодействуют с конкретными производителями, согласно своей миссии в зависимости от специфики производства предприятия.

Макромаркетинговая среда представлена основными шестью факторами.

Составляющими экономического фактора являются:

ü тенденции формирования валового внутреннего продукта и

структура его использования;

ü тенденции конъюнктуры рынка;

ü приоритеты в развитии важнейших сфер экономики;

ü отраслевая структура народного хозяйства;

ü уровень цен и инфляции, дефицитность бюджета;

ü состояние платежного баланса;

ü международная экономическая интеграция и т.д.

Политико-правовой фактор предполагает следующие составляющие:

ü стабильность политической ситуации в стране;

ü стабильность и взаимодействие трех ветвей власти

(исполнительной, законодательной, президентской);

ü разнообразие форм собственности;

ü свобода предпринимательства;

ü влияние профсоюзов;

ü международное положение;

ü законодательные и нормативные акты, регулирующие все

сферы деятельности общества и т.д.

К составляющим научно-технического фактора следует относить:

ü структуру основного капитала в отраслях народного хозяйства;

ü создание новых производственных технологий видов сырья и

материалов и т.д.

Составляющими социально-культурного фактора являются:

ü устойчивость базовых и вторичных культурных ценностей;

ü культурные и национальные традиции;

ü уровень образования;

ü жизненный уровень населения и т.д.

Демографический фактор предполагает следующее составляющие:

ü рост численности населения;

ü возрастная структура;

ü структура занятости;

ü миграция населения;

ü уровень безработицы и т.д.

К составляющим природного фактора следует относить:

ü состояние природной среды;

ü утилизация и переработка отходов;

ü сокращение запасов природных ресурсов и т.д.

Все факторы микромаркетинговой среды косвенно влияют на хозяйственную

деятельность предприятий, но требуют учета и тщательного их изучения.

Таким образом, предприятие на рынке функционирует под воздействием

разнообразных сил, факторов и элементов которые составляют его маркетинговую

среду и во многом определяют характер его деятельности. Поэтому следует

надлежащим образом подходить к оценке характеристик сил и факторов внешней

среды и определению относительной важности их для предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: