Определение стратегических целей организации

После анализа ситуации определяют цели организации (результаты, которые намериваются достичь в долгосрочной перспективе). Главное внимание при этом обращают на поиск ответов на вопрос: «ЧТО должно быть достигнуто?». На этом этапе следует принять во внимание интересы всех участников совместного бизнеса:

 потребителей; поставщиков; работников и служащих; акционеров (владельцев); местное сообщество и т.п.

Непосредственно на основе главных составных частей видения формируют цели организации и устанавливают контрольные точки (вехи), достижение которых оценивается ежегодно. Эти цели организации, обеспечивающие реализацию видения, формулируются на уровне высшего руководства, а также на уровне менеджеров крупных отделений и служб организации. Цели организации обычно определяются на основе бизнес-экономических показателей, например, таких, как:

- расширение объѐма предоставляемых образовательных и других видов услуг; укрепление и/или расширение занимаемого сектора рынка;

улучшение прибыльности; рост оплаты труда преподавателей и сотрудников; улучшение качества и т.п.

Цели организации подразумевают достижение результатов.

Правильно сформулированные миссия и видение, цели и стратегические планы организации, а также заявление о политике в области качества должны удовлетворять следующим требованиям:

быть краткими, глобальными, абстрактными, но понятными, поддающимися передаче и ясными для всех в организации, чтобы их можно было использовать в качестве конкретных руководящих указаний при выработке и принятии решений;

 отражать специфические особенности организации;

 быть амбициозными и идеалистическими, воодушевлять работников и служащих, определять направления и сферы для их творчества и инициатив;

 разъяснять намерения и инструкции, а также настраивать персонал на достижение общих для всех целей;

 быть реалистичными, узнаваемыми и признаваемыми всеми; их осуществимость не должна быть предметом дискуссии;

 вовлекать всех в процессы улучшения, включая работников и служащих самого низкого и самого высокого уровней;

 миссия должна быть долговременной, а видение, цели организации должны быть привязаны к определѐнным временным рамкам;

 всѐ должно быть согласовано с главными ценностями организации и связано с нуждами потребителей; т.п.

Эффективные миссия, видение, цели и стратегические планы организации, политика в области качества создают основу для выработки проектов решений специалистами и помогают менеджерам принимать решения относительно использования доступных ресурсов.

Разработка целей в области качества и оперативных планов Согласно ГОСТ Р ИСО 9001–2008, высшее руководство организации должно добиваться, чтобы цели в области качества, необходимые для выполнения требований к продукции (и услугам), были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации.

Цели в области качества организации формируют на основе ранее разработанных и утвержденных: целей организации; стратегических планов;

 критических факторов успеха и показателей исполнения деятельности; политики в области качества.

После разработки стратегических планов, определения критических факторов успеха и показателей исполнения деятельности, определения политики и формирования целей в области качества в организации появляются: стратегический бизнес-план организации в целом; оперативные планы отделений (служб) организации; конкретные проекты улучшения качества.

После утверждения этих стратегических и оперативных планов приступают к их выполнению.

7Разработка документа «Политика в области качества». Разработка документа «Политика в области качества»

Документ МВиСПР не входит в число рекомендуемых МС ISO 9001:2000. Однако в последние годы многие организации включают его в число основополагающих документов СМК, так как в нем в концентрированной форме устанавливаются основные задачи организации в масштабах страны, региона (например, СНГ) или даже мирового рынка. Вот, например, как представляло в 2002 году свои миссию, видение и стратегический план развития РИА «Стандарты и качество» (рис. 2.14).

ОАО «Ревдинский завод по обработке цветных металлов» (РФ) следующим образом сформулировал указанный документ [40].

«Миссия и ключевые цели предприятия:

• стратегическая цель нашей предпринимательской деятельности заключается в производстве профилей из цветных металлов для различных отраслей промышленности. Свое общественное предназначение мы видим в обеспечении потребителей экономичными, в том числе повышенной готовности, профилями из цветных металлов и сплавов со специальными эксплуатационными свойствами. Наши изделия позволяют потребителям обеспечить повышенную надежность, долговечность и потребительскую ценность выпускаемой ими продукции, снижая при этом материалоемкость и трудозатраты на ее изготовление;

• философия нашего бизнеса, деловое кредо — способствовать решению актуальных задач страны по оптимальному использованию дорогостоящих цветJых металлов и все более проявляющихся проблем общества по ресурсосбережению;

• наличие на заводе системы менеджмента качества служит гарантом для потребителей и всех заинтересованных лиц способности предприятия обеспечивать стабильный выпуск продукции заданного качества. Система менеджмента качества содержит в себе механизм, обеспечивающий постоянное изучение существующих требований и ожиданий потребителей к качеству продукции». Следует указать, что СМК ОАО «РЗ ОЦМ» еще в марте 1996 года была аттестована Регистром Ллойда на соответствие МС ISO 9000, а в 2002 году этот же аудитор подтвердил ее соответствие МС ISO 9001:2000 [40].

Четкое представление своей глобальной миссии, своих задач на длительную перспективу и позиционирование себя в экономике позволяет организации в дальнейшем более осознанно и конкретно сформулировать следующие документы СМК — ПвОК и ЦвОК. МС ISO 9001:2000 рассматривает их как единый документ — заявку о политике и целях в области качества. Однако ряд организаций оформляют их либо как самостоятельные, но взаимосвязанные документы (например, РИА «Стандарты и качество»), либо как разделы одного документа (например, ОАО «РЗ ОЦМ»), либо как единый документ (например, ОАО «КамАЗ» [41]).

Приведем указанные документы, разработанные в названных организациях — лидерах РФ в области качества. ПвОК и ЦвОК представляет собой обязательство тактического плана, которое высшее руководство организации берет на себя перед всеми заинтересованными сторонами.

«Политика в области качества» РИА «Стандарты и качество».

1. Мы стремимся содействовать успешной деятельности наших потребителей, создавая для них информационные продукты по менеджменту качества, управлению окружающей средой и качеству образования. Это значит, что мы стараемся наилучшим образом удовлетворять запросы наших потребителей, оперативно доставляя им полную и достоверную информацию, используя современные информационные технологии и стараясь сделать форму подачи нашей информации удобной, дизайн журналов, книг и других изданий — современным, полиграфическое исполнение — качественным.

Мы — организация, ориентированная на потребителя.

2. Мы готовы к переменам и стремимся делать новое и необходимое, а не отжившее, но привычное. Это значит, что мы готовы постоянно совершенствовать нашу работу, чтобы быть способными удовлетворять непрерывно изменяющиеся запросы наших потребителей. Мы осознаем необходимость перехода от функциональной к процессной структуре организации и понимаем, что бизнесJпроцессы имеют ограниченный жизненный цикл и, следовательно, должны своевременно обновляться.

Мы — развивающаяся организация, восприимчивая к новому.

3. Мы добиваемся максимально полного и эффективного использования информационных, материальных и финансовых ресурсов агентства. Это значит, что мы стремимся к непрерывному повышению прибыльности нашей организации посредством сокращения, а в перспективе — устранения всех видов потерь.

Мы — эффективная организация.

4. В нашей организации каждый относится к коллеге по следующему этапу процесса как к внутреннему потребителю. Это значит, что мы организуем свою деятельность таким образом, чтобы на любом последующем этапе процесса не требовалось устранять недостатки, порожденные на предыдущем этапе этого процесса.

Мы — организация, ориентированная на процессный подход.

5. Мы повышаем ценность нашего агентства путем непрерывного роста профессионализма каждого сотрудника, совершенствования внутрифирменных отношений и использования прогрессивных технологий.

Это значит, что каждый из нас нацелен на непрерывное самообразование и повышение квалификации, эффективное участие в командной работе и освоение новых информационных технологий.

Мы — обучающаяся организация.

6. Наше процветание мы связываем с процветанием всех тех, для кого и с кем мы работаем. Это значит, что наше благополучие зависит от благополучия наших потребителей, поставщиков и партнеров.

Мы — конструктивная организация партнерского типа.

7. Мы ценим способность наших лидеров содействовать профессиональной самореализации сотрудников агентства.

Это значит, что мы осуществляем настоящую Политику в области качества при активном участии каждого из нас во главе с высшим руководством и понимаем, что главная ценность лидеров нашего агентства — их способность раскрывать творческий потенциал каждого сотрудника.

Мы — организация, базирующая свою деятельность на лидерстве и вовлеченности персонала.

8. Конечная цель реализации нашей Политики в области качества — создание продукции, удовлетворяющей непрерывно изменяющиеся запросы потребителей, на основе высокой корпоративной культуры агентства.

Это значит, что мы совершенствуем нашу систему менеджмента качества и делаем прозрачной нашу Политику в области качества, ориентируясь на долгосрочные подлинные интересы наших потребителей, нашего персонала и общества в целом.

Мы работаем для тех, кто сделал ставку на качество.

«Политика в области качества» ОАО «РЗ ОЦМ».

Главная стратегическая цель завода заключается в удовлетворении потребности заказчиков в экономичных профилях и изделиях повышенной готовности из цветных металлов и сплавов за счет использования прогрессивных и экологически безопасных процессов.

Основные цели, направления и ориентиры Политики в области качества:

• занять лидирующие позиции в производстве цветного проката по показателям качества, эксплутационным характеристикам изделий, уровню цен и обеспечить себе место в первой тройке конкурирующих с нами фирм;

• освоить до июля 2004 года технологию изготовления проволоки и прутков из свинцовых латуней ЛС 58J2, ЛС 59J1 для скоростной обработки резанием на автоматах;

• усовершенствовать и организовать до конца 2004 года опытноJпромышленное производство медных труб с внутренним оребрением (3Jго размера);

• разработать и освоить в 1 квартале 2004 года термообработку прутков из сплава ЛМЦА 58J2J1 для ОАО «АвтоВАЗ» с целью получения необходимых свойств;

• обеспечить ежегодный рост средней заработной платы на 6–8 % и удовлетворение финансовых и социальных потребностей и ожиданий работников завода, акционеров, поставщиков и общества в целом.

Основные направления и ориентиры Политики в области качества обеспечиваются и достигаются:

• эффективным функционированием в соответствии с требованиями МС ISO серии 9000:2000 и постоянным повышением результативности системы менеджмента качества;

• лидирующей позицией генерального директора в вопросах качества, четко выраженной в приоритетном обеспечении организационной структуры и ресурсов, необходимых для успешного функционирования системы менеджмента качества;

• вовлечением всего персонала завода, от руководителей до рабочих, в работу по обеспечению качества, четко определенной ответственностью и полномочиями, постоянным анализом потребностей и степени удовлетворенности всех членов коллектива;

• непрерывным повышением результативности и эффективности работы завода за счет управления деятельностью и соответствующими ресурсами как процессами и системного подхода к менеджменту взаимосвязанных и взаимодействующих процессов;

• принятием решений только на основе анализа фактических данных и информации;

• постоянной взаимовыгодной работой с поставщиками сырья и материалов;

• доведением до сведения персонала Политики в области качества.

Генеральный директор ОАО «РЗ ОЦМ»____________ __________

подпись Ф И О

«Политика в области качества» ОАО «КамАЗ».

Высокое качество продукции и эффективность труда — основа экономического благополучия всей организации и каждого работающего.

Главная задача открытого акционерного общества «КамАЗ» — выпуск продукции, оправдывающей и превосходящей ожидания потребителей.

Мы стремимся к тому, чтобы наши потребители считали ОАО «КамАЗ» лучшим производителем автомобилей. Продукция ОАО «КамАЗ» должна быть рентабельна и конкурентоспособна на рынках России и за рубежом.

Первый руководитель ОАО «КамАЗ» и руководители каждого подразделения должны быть лидерами в деятельности по обеспечению качества. Мы должны опережать конкурентов по разработке и постановке на производство новых моделей и обеспечивать лидирующие позиции продукции с маркой «КамАЗ».

При распределении ресурсов и планировании деятельности ОАО «КамАЗ» приоритет отдается обеспечению качества. Качество изготовления автомобиля, его надежность обеспечивается добросовестным квалифицированным трудом каждого работника. Ни один работник неможет принимать решения или осуществлять действия, способствующие ухудшению качества продукции.

Руководители ОАО «КамАЗ» и его подразделений обеспечивают каждому работнику условия для повышения квалификации, участия в постоянном улучшении продукции и процессов. Качество сырья, материалов и покупных комплектующих изделий обеспечивается на основе сочетания требовательности и активного сотрудничества с поставщиками по совершенствованию их систем качества и производств и получения от поставщиков гарантии качества поставляемой продукции.

Открытое акционерное общество «КамАЗ» обеспечивает потребителю возможность как гарантийного, так и послегарантийного технического обслуживания автомобилей и силовых агрегатов.

Руководство ОАО «КамАЗ» берет на себя ответственность за реализацию Политики в области качества.

Генеральный директор ОАО «КамАЗ»____________ __________

подпись Ф И О

Компания HarleyJDavidson (США), известная во всем мире как производитель высококачественных мотоциклов, разработала новую Политику в области качества. По сравнению с прежней, принятой в начале 1990Jх годов, она радикально не изменилась, но стала полнее отражать ориентированность компании на потребителей — как внешних, так и внутренних (работников).

Компания Harley_Davidson имеет твердые намерения обеспечить внутренних и внешних потребителей высококачественными продукцией и услугами посредством непрерывного совершенствования, заключающегося в минимизации отходов и изменчивости процессов.

Новая политика — часть общей стратегии компании в области качества, которая ориентирована на потребителя и основана на процессном подходе. Включение такого пункта, как «непрерывное совершенствование», в политику согласуется со стандартом ISO 9001:2000.

Политика в области качества была представлена 3 марта 2003 года всем работникам компании. Магнитная и ламинированная карточки, рекламирующие политику, были розданы всему персоналу для того, чтобы они разместили их на своих рабочих местах как напоминание о постоянном стремлении компании обеспечить потребителей высококачественными продукцией и обслуживанием.

Из всех рассмотренных документов наиболее совершенным с методической точки зрения нам представляется документ «Цели в области качества» РИА «Стандарты и качество». В нем показана взаимосвязь политики и целей в области качества, приведены показатели целей, позволяющие организации, ее партнерам и третьей стороне оценить, насколько успешно организация ведет работу по достижению этих целей. Это дает возможность всем проверить серьезность намерений руководства организации в области качества, оценить, не является ли данный документ декларацией без серьезных последствий. Такая форма документа соответствует рекомендациям МС ISO серии 9000 для каждого вида деятельности в области качества обеспечивать возможности оценки ее результатов.

Этот же подход характерен и для первой части документа ОАО «РЗ ОЦМ», где приведены конкретные цели, поддающиеся измерению. В основу второй части этого документа, отражающей ориентиры Политики в области качества, положены известные 8 принципов менеджмента качества [8] (см. пункт 1.7.2).

Возможности оценки степени реализации политики ОАО «КамАЗ» в области качества весьма ограниченны, так как обязательства руководства представлены в общем виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: