Структура духовного мира человека

Познание — потребность в знаниях о себе, об окружаю­щем мирр, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способ­ностей, прежде всего способность получать новую информа­цию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции— субъективные переживания по поводу ситу­аций и явлений действительности (удивление, радость, стра­дание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предмет­ный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; ин­теллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение — система взглядов, понятий и пред­ставлений об окружающем мире. Оно обусловливает направ­ленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно неза­висимых от текущей ситуации.

Мировоззрение не только определяет общую направлен­ность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике челове­ка, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживае­мыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.

2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скеп­тицизм, разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устой­чивым взглядом на мир. идеалами и принципами, стремлени­ем воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения стихийный (на ос­нове обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нём вы­ражается мироощущение людей. Оно может быть опти­мистическим или пессиместическим.

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

религиозное — связано с признанием сверхъестествен­ного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религи­озные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

научное — теоретическое осмысление результатов на­учной деятельности людей, обобщенных итогов человеческо­го познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Менталитет (позднелат. men talis — умственный) — это совокупность всех итогов познания, оценка их на осно­ве предшествующей культуры и практической деятельнос­ти, национального сознания, личного жизненного опыта.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ МНОГООБРАЗИЕ

Деятельность – это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.

Все живые существа взаимодействуют с природой и друг с другом, но приспособленное поведение животных определяется строением их тела и природными условиями, в которых они живут, инстинктами, оно не связано с постановкой цели. Человек же сам ставит цели, не только приспосабливаясь условиям, но и активно преобразуя окружающий мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: