Коммуникативные нормы – принятые в обществе правила речевого общения, определяющие типы речевого поведения участников коммуникативного акта в разных ситуациях. Коммуникативная норма тесно связана с принципом коммуникативной целесообразности. Следование коммуникативным нормам участниками общения во многом предопределяет успех коммуникации. Таким образом, коммуникативная норма регулирует речевое общение.
Коммуникативные нормы предполагают осуществление коммуникативной деятельности в соответствии со сложившимися стандартами общения. Эти стандарты могут быть достаточно жесткими (например, деловая, научная речь) или, напротив, обладать широким диапазоном варьирования.
Для успешного осуществления коммуникативного акта важными являются следующие этапы:
1) подготовка высказывания – осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания, создание внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности;
2) структурирование высказывания – расположение частей высказывания в нужной последовательности, выбор слов, грамматическое оформление;
3) переход к внешней речи – осуществление звукового или графического оформления высказывания.
Если переход от второго этапа к третьему по каким-то причинам нарушен, то слушателями такая речь воспринимается неполной, бессвязной, труднопонимаемой. О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи.
Нарушение коммуникативной нормы заключается в немотивированном отступлении от коммуникативных стандартов и правил общения. К нарушениям коммуникативной нормы относятся также неясные по содержанию и форме высказывания, отсутствие внимания у слушающего, восприятие им намеков как конкретных высказываний и дополнение их домыслами, правильное восприятие, но ложная интерпретация событий, неверное восприятие рационального и эмоционального содержания информации.
Коммуникативные нормы, характеризующие научную речь, связаны с правилами построения научного текста, описанными в модуле 2, и основными этапами работы над ним, описанными в модулях 2 и 4, поэтому здесь подробно на них останавливаться не будем.