III. Понятие нормы в языкознании

Практическое занятие №1.

Основные понятия стилистики

Вопросы для обсуждения:

I. Понятие стилистической окрашенности языковых единиц

1. Стилистическая коннотация как одно из центральных понятий стилистики. Разновидности стилистических коннотаций.

2. Виды стилистически окрашенных средств языка.

3. Языковая синонимия и вариантность как база для формирования стилистических ресурсов языка.

4. Проблема определения понятия «стилистическое средство».

II. Базовые понятия функциональной стилистики

1. Трактовки понятия «стиль» в современной лингвистике.

2. Понятие о функциональном стиле. Определение функционального стиля.

3. Вопрос о стилях языка и стилях речи.

4. Речевая системность функционального стиля.

5. Конструктивный принцип функционального стиля как ведущий принцип отбора языковых средств и их речевой организации. Стилевая черта.

6. Принципы выделения и описания функциональных стилей. Экстралингвистические и собственно лингвистические стилеобразующие факторы.

7. Полевое структурирование стиля. Ядро и периферия стиля. Взаимопроникновение стилей.

8. Понятие о подстиле, жанре, типе речи.

9. Вопрос о функциональных семантико-стилистических категориях текста.

III. Понятие нормы в языкознании

1. Различные трактовки понятия нормы.

2. Соотношение коммуникативной, стилистической и языковой норм.

3. Языковая норма.

· признаки, функции языковой нормы;

· типология языковой нормы;

· «сильная» / «слабая» ненормативность;

· преднамеренные / непреднамеренные отступления от нормы;

· узус и кодификация; соотношение нормы и кодификации;

· критерии нормативности.

4. Коммуникативная норма

· понятие об успешном и эффективном общении; факторы успешного общения;

· типичные нарушения коммуникативной нормы.

5. Стилистическая и стилевая нормы. Соотношение понятий.

Практическая часть:

1. Сделайте конспект работы С.И. Виноградова (Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура речи и эффективность общения. – М., 1996. – С. 121 – 152).

2. Укажите стилевую принадлежность приведенных фрагментов, выделив в каждом из них стилеобразующие факторы.

1. Реклама – явление чрезвычайно многогранное и многоаспектное. Поэтому неудивительно, что существует значительное разнообразие толкований данного понятия и определений самого термина. Как справедливо отмечается в исследовании «История рекламы», «существование множества определений интересующего предмета не должно смущать ни начинающих, ни опытных профессионалов рекламной сферы – такова участь любых сложных, многогранных, в известной мере, даже универсальных явлений действительности».

Реклама занимает пограничное положение между различными профессиональными сферами и привлекает внимание представителей раз­личных профессий. Выделение отдельных направлений деятельности в рекламной сфере свидетельствует об определенном уровне ее развитости. В России этот процесс находится на начальном этапе; тем не менее уже сейчас можно с уверенностью говорить о все возрастающих темпах превращения рекламы в сферу профессиональной деятельности. На многочисленных конференциях и форумах, посвященных различным аспектам рекламной деятельности, все чаще говорится о том, что рекламист – это не профессия, а указание на то, в какой области человек осуществляет свою профессиональную деятельность. В странах с давно сложившейся рекламной индустрией существует расслоение рекламных профессий и четкое распределение обязанностей в соответствии с этими профессиями.

Трактовка сути рекламного процесса, а следовательно, и определение понятия «реклама» в значительной степени зависят от того, какой концепции придерживаются исследователи рекламы. В настоящее время выделились две основные концепции рекламы: культурологическая (или историко-культурологическая) и маркетинговая (или конкретно-прагматическая). Наиболее конструктивным представляется такой подход, который позволил бы объединить обе концепции и отразить как экономическую, маркетинговую природу рекламы, так и ее культурологические особенности.

При анализе рекламных текстов представляется целесообразным опираться на определение, предложенное Американской Маркетинговой Ассоциацией, обращая внимание на то, что способ подачи информации зависит от ее характера и особенностей целевой аудитории:

Рекламаэто распространяемая в определенной форме информация неличностного характера о товарах, услугах или идеях и начинаниях, предназначенная для группы лиц (целевой аудитории) и оплачиваемая определенным спонсором.

Подобная трактовка рекламы позволяет объединить обе вышеназванные концепции.

2. Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

(п. 10 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Рекомендуемая литература:

Выделенные графически источники читать обязательно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: