На казахском языке | На русском языке | На английском языке |
Народный промысел | Халықтың кәсібі | National trade |
Искусство | Өнер | Art |
Приукрасить | Әшеркелеу, сәндеу | To embellish |
Мастер | Шебер | Master |
Художественные изделия | Көркем бұйымдар | Art products |
Ручная работа | Ручная жұмыс | Handwork |
СРС |
. Ответьте письменно на вопросы.
- Когда возникло декоративно – прикладное искусство?
- Для чего служит декоративно – прикладное искусство?
- Назовите самые известные народно-художественные промыслы.
2. Прочитайте грамматический комментарий и выполните задание.
Приставки при- и пре- | |
Запомните приставки при- пишется, если имеет значение: | |
1. Присоединение, прибавление: 2. Приближение: 3.Близость к чему-либо: 4. Неполнота качества или действия: 5. Доведение действия до конца: 6. Сопутствующее действие: 7. Приспособление к чему-либо: | 1. пришить; приобщение; причастный. 2. приехать, придвигать. 3. пригород, прибрежный. приоткрыть, приостановить, припрятать 4. приготовить, придумать. 5. присвистывать, притоптывать. 6. притворство, пристрастие, привычка |
Запомните приставки пре- пишется, если имеет значение: | |
1. Высшая степень качества или действия, «очень»: 2. Значение, близкое к значению приставки пере-: 3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования | предобрый, прекрасный, преуспевать. прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение. |
- Выпишите слова с приставкой при- в левый столбик, слова с приставкой пре- в правый.
Пр…одолеть, пр…следовать, радиопр…емник, пр…одоление, пр…ломление, пр…неприятный, пр…ложение, правопр…емник, пр…ступление, непр…ступный, пр…имущество, беспр…мерный, пр…мьера, пр…ручать.
СРСППП |
Подготовить видеопрезентацию «Народные промыслы».
Основная литература:
1. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.
2. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2010.
3. Баско Н.В. Изучаем русский – изучаем Россию. – Москва, 2009.
4. Кабдолова К.Л., Исхан Б.Ж. Искусство в жизни студентов. – Учебное пособие. – Алматы: КазНМУ. 2005
Дополнительная литература:
1. Абилова Б.А. Русский язык: учебно-контрольный материал для студентов техническиз вузов. Учебное пособие. – Алматы: КазГАСА, 2007.
2. М.Ю. Старцева. Обобщающее повторение русского языка в таблица в упражнениях. – СПб.: КАРО, 2009.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №40 | ||
Дисциплина: Русский язык Уровень: 2 Лексическая тема: Музей Грамматическая тема: Деепричастие | Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие Ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна, Гакрама Каламкас Муратовна |
Грамматический комментарий |
Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.
К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.
К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.
1. Прослушайте текст.
2.Впишите подходящие слова из данных по тексту.
Например: Знаете ли вы, какой музей самый известный и самый богатый в России? Конечно, это Эрмитаж.
(1) __________________ этого музея более трех миллионов экспонатов. Если вы будете ходить в Эрмитаж (2) ____________ день и _______________ каждый экспонат три минуты, вам потребуется пятнадцать лет, чтобы (3) _________________ всю коллекцию.
Музей был создан при русской императрице Екатерине Второй. В 1764 году (4) ______________ императрицы в Берлине была (5) _______________ коллекция коммерсанта Гоцковского (225 картин). Эта коллекция стала (6) ______________ музея, который получил название «Эрмитаж».
Коллекция быстро (7) _______________. В наше время Эрмитаж (8) ________________ пять зданий. Всего в музее 353 зала.
Каждый год Эрмитаж посещают 3,5 миллиона человек. В залы музея приходят (9) ______________.Учителя приводят сюда школьников и рассказывают о культуре первобытного общества, античного мира, о культуре народов Востока и Западной Европы.
Отдел западноевропейского искусства – (10)_________ отдел музея. Он занимает 125 залов, в которых можно увидеть картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса и других (11) _____________ известных художников. В музее находятся скульптуры замечательных скульпторов.
Есть в музее и отдел истории русской культуры, в котором посетители (12) ______________ с культурой Древней Руси, эпохой Петра Первого. В этом отделе можно увидеть мозаичные картины, которые (13) ________ известный ученый М.В.Ломоносов.
Коллекция Эрмитажа – одна из (14) _________________ не только в России, но и во всем мире.
3. Ответьте на вопросы.
Что вам известно об Эрмитаже?
О каких музеях мирового значения вы еще слышали?
Картины каких художников Казахстана вы знаете и можете о них рассказать?
4. Прочитайте текст.