Процессы глобализации

Глобализация — процесс всемирного экономического, политического и культурного объединения

Различают следующие формы глобализации:

В области политики и управления:

Современные страны передают свою независимость многим международным организациям (делегируют туда свои полномочия)

С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк.

Многие политические проблемы решает страны «Большой восьмёрки» - Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

[править]

Американизация

Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся во второй половине XX века влиянием США в мире. Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, журналом The Economist анализируется покупательная способность разных валют (Индекс Биг-Мака).

Другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.[8]

Положительные черты глобализации: (каждый раз ЧЕРЕЗ ЩЕЛЧОК)

1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения.

2. Свободная торговля на взаимовыгодной основе.

3. Усиление конкуренции стимулирует дальнейшее развитие и распространение новых технологий, повышение производительности труда, расширяет возможности выбора, способствует снижению цен.

4. Способствует решению глобальных проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества и координацией действий в различных сферах.

Негативные последствия глобализации (каждый РАЗ ЧЕРЕЗ ЩЕЛЧОК):

1. Возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам.

2. Усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы.

4. Рост безработицы в результате внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряжённость

5. утрата уникальной культуры

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА –рассказать про беспорядки в Греции

Основной тезис антиглобалистов — нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт за собой:

Растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира».

Недопустимые условия для работников низкой квалификации транснациональных корпораций.[11]

Доминирование массовой поп-культуры, подавление свободного творчества, «стандартизация умов»

Потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира»

Господство идеологии неолиберализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, формирования из стран-неучастников «золотого миллиарда» сырьевых придатков т. н. «развитых стран» и т. д.

3. Терроризм как важнейшая угроза для современности.

Террор (лат. terror — страх, ужас) — устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения

С точки зрения права России терроризм – теория и практика применения насилия для устрашения власти и принятия выгодных определённым силам политических решений

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Террористи́ческий акт на Дубро́вке, также упоминаемый просто как «Норд-Ост» (23—26 октября 2002) — террористическая акция в Москве, в ходе которой группа вооружённых боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватили в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник»[1].

Боевики были вооружены огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывными устройствами[1]. Общее число захваченных ими в заложники — 916 человек[1]. Целью террористической акции было нарушение общественной безопасности, устрашение населения и оказание воздействия на органы власти Российской Федерации по принятию решения о выводе войск с территории Чеченской Республики[1].

В результате операции по освобождению заложников были ликвидированы все террористы и освобождено большинство заложников. В общей сложности, по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников (по утверждению общественной организации «Норд-Ост», 174 человека[3]).

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Террористи́ческий акт в Бесла́не — захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников[1] (преимущественно, детей, их родителей и сотрудников школы) в нечеловеческих условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях.

На третий день около 13:05 в школе произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 28 террористов (трое, включая одну из смертниц, погибли в первый день[2][3]). Единственный пойманный живым террорист, Нурпаши Кулаев, был арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению[4].

Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты и свыше 800 ранены[5][6][7][8].

Ответственность за теракт в Беслане публично взял на себя Шамиль Басаев, опубликовав заявление на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» 17 сентября 2004 года[9].

По состоянию на 2011 год, следствие по делу о теракте, начатое Генеральной прокуратурой 1 сентября 2004 года, оставалось открытым. Расследование обстоятельств теракта проводили несколько независимых друг от друга комиссий, экспертных групп и общественных организаций, однако многие обстоятельства, включая реальное количество террористов, возможный побег многих из них, действия правительства во время переговоров и штурма здания, а также причины ограниченного и противоречивого освещения в СМИ, оспариваются до сих пор. Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что гибель некоторых заложников была вызвана операцией по их освобождению[10][11].

Теракт в Беслане стал заключительным в череде террористических атак России в 2004 году, после чего политическое руководство страны осуществило ряд серьёзных реформ в законодательстве[12]. В частности, были отменены выборы губернаторов[13][14][15][16] и созданы Общественная Палата, Национальный антитеррористический комитет и «Комиссия по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО».

Различают следующие виды терроризма:

Националистический - преследует сепаратистские или национально-освободительные цели (например, Палестинский терроризм)

Религиозный - может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную

Социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным.

Одним из наиболее опасных форм терроризма является международный:

Цели международного терроризма:

дезорганизация государственного управления;

нанесение экономического и политического ущерба;

изменение государственной политики

Основными признаками терроризма являются:

создание тайных организаций; (Аль-Каида)

использование террористов-самоубийц

тесная связь с организованной преступностью

негласная поддержка со стороны некоторых государств

Выделяют следующие формы борьбы с терроризмом:

Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную»:[10]

«Прогрессивная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.). В определённой степени такой позиции до недавнего времени придерживалась Россия.

«Консервативная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий [1

Самостоятельная работа № 6

Тема:. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: