Влияние глобализации на функции современных государств

Возрастающее влияние глобализации на жизнь всех государств не может не сказываться в первую очередь на внутренних и внешних функциях государства. Обычно в юридической литературе отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интернационализация, т.е. придание внутренним функциям значительного международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. Отсюда вытекает, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, задачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Ведь каждое государство не существует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, необходимостью участвовать в решении глобальных проблем, следовательно, они должны согласовывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.

Так, глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции под углом зрения обязанности государства обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. Следует согласиться с проф. И.И. Лукашуком в том, что «в наше время происходит глобализация демократических ценностей. Демократия признается принципом всеобщего значения. Право на нее становится глобальным правом, которое в растущей мере будет поддерживаться международным сообществом в целом». (Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 23).

В отечественной науке теории государства и права утвердилось положение о том, что главную направленность политической функции современного государства составляет обеспечение народовластия. Это предполагает реализацию народом трех полномочий: во-первых, участия в формировании представительных органов власти, уполномоченных от имени народа осуществлять государственную власть в стране и решать местные вопросы в муниципальных образованиях; во-вторых, участвовать в принятии государственных решений посредством, например, референдума; в-третьих, право контроля за осуществлением государственной власти и реализацией принятых решений.

Что касается контроля, то в РФ это самое слабое и уязвимое звено народовластия и демократической системы в целом. Народ России не обладает юридическими средствами непосредственного контроля за деятельностью институтов власти. Избиратели не вправе досрочно отозвать своего депутата из представительных органов власти, если они работают ненадлежащим образом либо злоупотребляют своими полномочиями. …Ссылки на зарубежный опыт парламентов, установивших свободный мандат депутатов, не учитывают особенностей российской действительности, где каждый пост, в том числе депутатский, рассматривается в качестве средства личного обогащения. Поэтому в России как нигде необходим контроль народа за осуществлением государственной власти.

В плане реализации политической функции государства заслуживает пристального внимания проблема государственного суверенитета, обеспечение которого, как и его защита, составляют важный аспект анализируемой функции.

Вызывает решительное возражение периодически появляющийся в юридической литературе тезис о том, что перед лицом глобальных проблем «отступает и суверенитет отдельного государства». Утверждается также, что существует самостоятельная категория «международно-правовой суверенитет». Думается, что подобные утверждения – одно из негативных проявлений глобализации.

Предложение отказаться от государственного суверенитета равносильно отказу от принципа территориальной целостности государства. … Другое дело, что само государство, исходя из общечеловеческих, общепланетарных интересов, добровольно соглашается на самоограничение своих прерогатив. Иначе неизбежно силовое вмешательство государств, обладающих экономическим и военным могуществом, в дела других стран, как это имело место в отношении Ирака.

Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.

Негативные последствия глобализации в сфере экономики дали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации «вымывают основу экономической функции государства и ставят само существование государства как политического института под сомнение». Они выводят «из-под сферы влияния государства значительный функциональный сектор».

Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и дальнейшее углубление международного разделения труда. Внедрение новых производственных информационных технологий актуализирует проблему уточнения экономической функции современного государства, поиски новых форм его экономической политики.

Однако несмотря на засилье в результате экономической интеграции транснациональных корпораций, продолжает сохраняться заинтересованность отдельных государств в стабильном развитии национальной экономики, в максимальной концентрации возможностей страны на решении приоритетных задач строительства эффективного внутреннего хозяйства.

Следовательно, в условиях глобализации сохраняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирование экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потребителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, стимулирование государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в национальном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного контроля за регулированием и развитием экономических процессов с макроуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления влияния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее с отдельных государств не снимается ответственность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние собственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обстановки в стране.

…На мой взгляд, экономическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, возрастает; особенно важна роль экономической стратегии в согласовании национальных интересов общества с общими интересами международного сообщества, так как от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом.

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Глобализация и интернационализация мировых экономических процессов подвергли кардинальному преобразованию рынок труда и отношения занятости. Зримые тенденции в указанной сфере обусловлены глобализацией рынков производства, возрастанием конкуренции на рынке труда, воздействием новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи. Все это формирует новые условия труда и занятости, например, уменьшает численность используемой рабочей силы, способствует использованию гибкой системы занятости, позволяя переходить от постоянной занятости к частичной, временной работе, работе на полставки, по контракту, к дистанционному наличию рабочих мест (работа на персональном компьютере дома) и т.д. В литературе приводятся следующие данные: в промышленно развитых странах за последние 10-12 лет вклад частичной занятости в общее число работающих составил 50-52% всего прироста, а в таких странах, как Австралия, Германия, Ирландия, Япония доля частично занятых достигла 70-80% всех вновь созданных рабочих мест. При этом на места с сокращенным графиком работы претендуют в первую очередь женщины. И если для мужчин число мест с неполным рабочим днем увеличилось на 10%, то для женщин – на 32%.

…В качестве отрицательных последствий глобализации можно предположить возврат к принципу индивидуализма в области социального обеспечения, согласно которому работа и стабильный доход позволяют накопить определенные сбережения для пенсии по старости и других случаев утраты трудоспособности.

В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию государства. …Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит странам, обладающим высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсовым потенциалом. На долю этих стран приходятся значительные масштабы загрязнения природной среды, в том числе появление «парникового эффекта», изменения климата на Земном шаре.

Ухудшение окружающей экологической обстановки во всех странах мира, рост экологических катастроф, аварийности на производстве из-за несоблюдения технологических режимов диктуют необходимость объединения усилий всех государств, установления между ними партнерских отношений для совместной целенаправленной природоохранной деятельности, создания системы мониторинга за состоянием окружающей среды и здоровьем населения, для реализации экологических программ и проектов, оперативного обмена информацией в данной сфере, проведения согласованной экологической политики и укрепления всеобщей экологической безопасности.

…Именно в области экологии государства взаимосвязаны в наибольшей мере (энергоресурсы, сырье и т.д.).

… К числу функций государства, имеющих не только чисто внутренний, но и глобальный аспект, относится функция защиты и охраны прав и свобод личности. …Это предполагает проведение государствами согласованной политики в отношении соблюдения стандартов прав и свобод личности, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами прав и свобод человека и гражданина…. Интернационализация проблемы прав человека обусловила перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики и права, в признание международной юрисдикции по вопросам прав человека.

…Процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения.

Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Появление общих интересов у государств, единение их на базе общечеловеческих интересов обусловили интернационализацию национальных интересов государств. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне, поскольку в современных условиях ни одно государство не в состоянии защитить себя в одиночку.

Функция поддержания мирового порядка предполагает объединение усилий государств по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещению оружия массового уничтожения и т.д.

Мировой правопорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, наркобизнесом, международным терроризмом, торговлей людьми, похищенными автомашинами, рынком порнографии, сексуальных услуг и пр.

Одним из отрицательных последствий глобализации стал генезис транснациональной преступности с присущими ей качествами интеграции, специализации, появлением преступных сообществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой. В настоящее время деятельность таких преступных сообществ приобрела глобальные масштабы и приносит транснациональным преступным группам прибыль, превышающую размер национального дохода некоторых стран.

… в XXI в. будет преобладать ужесточающаяся, организующаяся, интеллектуализирующаяся, вооружающаяся и неуклонно растущая преступность. Это означает, что борьба с транснациональной преступностью должна вестись исключительно международными усилиями, посредством сотрудничества всех стран и соответствующих международных организаций.

Участие международного сообщества необходимо и в регулировании межнациональных конфликтов, которые нередко сопровождаются нарушением прав человека и, следовательно, требуют международного вмешательства.

…Успехи в решении проблем глобализации дали основание отдельным ученым объявить устаревшим деление функций государства на внутренние и внешние, поскольку глобализация, по их мнению, стирает грани между внутренней и внешней политикой. В связи с этим было высказано соображение о введении единой классификации функций, объявлении их общими для реализации как внутри страны, так и за ее пределами.

В статье Л. Морозовой выделяется пять групп общих функций:

1) экономическая, содержание которой составляет обеспечение нормального функционирования и развития экономики, организации внешнеэкономических связей и т.д.;

2) политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрану суверенитета;

3) социальная, содержание которой составляют охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения, создание надлежащих условий для труда, его оплаты, быта и др.;

4) идеологическая, которая имеет целью поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организацию образования, поддержание науки, культуры и т.д.;

5) экологическая, связанная с охраной окружающей среды.

Думается, что несмотря на усиление взаимозависимости государств, приобретение внутренними и внешними функциями государства международных аспектов, национальная политика и национальные интересы продолжают доминировать во внутренних функциях. Ключевые национальные интересы – обеспечение порядка внутри страны, контроль за ресурсами, ответственность государства за благополучие своего населения, эффективность законодательства, налоговой политики, стабильность внутреннего развития и наращивание собственной мощи направлены по сути дела на самосохранение государственно организованного общества. Эти интересы являются движущей силой государственной политики.

В условиях глобализации национальные интересы не утрачивают своей значимости, хотя, несомненно, усложняются, дифференцируются, приобретают новые аспекты и обнаруживают пределы своего существования. Как справедливо отмечает французский ученый Ф. Моро-Дефарж, «государства и государственные границы продолжают существовать. Конечно, имеется немало способов открывать эти границы для международной торговли, туризма, перемещения капиталов и информационных потоков. Тем не менее государства сохраняют за собой право законодательного регулирования режима границ. Пока будут оставаться суверенные государства, останутся и границы, даже если их пересечение не связано со значительными трудностями».

Надо также подчеркнуть, что каждое государство имеет внутренние потребности и интересы, которые во многом определяют его внешнюю политику. Формы и методы реализации внутренних и внешних функций существенно различаются. Так, как действует государство внутри своей страны, оно не может действовать во взаимоотношениях с другими государствами. Поэтому представляется преждевременным объединять внутреннюю и внешнюю политику в одну сферу деятельности государства.

…Хотя процессы глобализации открыли возможности для сотрудничества государств в различных сферах, однако нельзя отрицать существования взаимоисключающих интересов, неравномерностей и искажений, наличия множества барьеров на пути прогрессивного движения.

Можно предположить, что глобализация затронет в первую очередь правовые системы государств, поскольку их общение реализуется в наибольшей степени на правовом уровне, в правовых формах и правовыми средствами. Внутригосударственное регулирование общественных отношений в преобладающей степени зависит от согласованности норм национального права и принципов и норм международного права.

Тема 6: Механизм государства (4 часа)

План:

1. Понятие и характерные черты механизма государства.

2. Структура механизма государства.

3. Модели построения государственного аппарата.

4. Орган государства: понятие, признаки, виды.

Литература:

Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. № 5.

Коновалова Т.И. Политическая роль Совета Федерации // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2000. № 1.

Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 8.

Шадрин А.Е. Направления и параметры российской административной реформы // Полис. 2003. № 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: