Инвестиции

Инвестиции – тема на сегодня очень раскрученная. Все кому не лень занимаются вопросами привлечения инвестиций. У меня сразу возникают при упоминании этой темы определенные вопросы больше даже теоретического свойства.

По порядку попробуем разобраться. Итак, что такое инвестиции? Это вложения денежные, имущественные и материальные от имени определенных лиц в существующие бизнес-процессы (1), либо это вложение в самостоятельно формируемые личные бизнес-процессы (2). Соответственно, инвестор в этих процессах может играть активную роль и дополнительно к инвестициям, еще и заниматься управление бизнес-процесса. Или же он может быть пассивным и доверить свои средства управленцу или управляющей компании.

Какой Инвестор нужен Государству сегодня? И почему? Логика проста у федеральных региональных и муниципальных органов власти и управления. Интересен тот инвестор, который придет на территорию со своим проектом, со своим финансовым подкреплением реализации проекта и самостоятельно и независимо реализует его. Такой приход, по мнению идеологов инвестиционного развития, создаст новые рабочие места. Повысит пусть возможно в какой-то мере налоговые поступления в местный бюджет за пользование земельными и иными ресурсами.

С этой целью формируются целевые государственные программы федерального и регионального масштаба, активно ведется работа по формирования инвестиционной инфраструктуры. Не факт, что эффективно, но ведется. Проводятся различные форумы и конференции с участием приглашенных гостей, презентуются, где только можно, регионы и их инвестиционных потенциал, происходят переговорные процессы с потенциальными инвесторами, оформляются различные протоколы о намерениях. Процесс идет. Только вот результаты получаются в большинстве случаев холостые. Да и, на мой взгляд, у региональных и муниципальных органов управления нет прямого интереса в результате, который бы выражался в активизации роста экономических показателей территорий, иначе говоря, в развитие содержательной части инвестиционного процесса. Для них ценен и важен количественный показатель этого процесса – максимально активное вовлечение бизнес-структур извне; массовая, не всегда логичная и целесообразная, подготовка инфраструктурных площадок для размещения новых бизнес-процессов. При этом много глупости и непрофессионализма.

Рассмотрим два примера. Не буду называть конкретно регион, не так важно, такие ляпы встречаются часто. Просто на территории России есть один из регионов, который, как и все другие, движется к инвестиционному счастью. А этот путь определен региональными государственными программами развития. Так вот в одной из программ в виде приложения сформулированный перечень инвестиционных проектов, по которому планируется вестись работа по привлечению инвесторов. Смотрю, вникаю и удивляюсь. В перечне проектов, предложенных к инвестированию, значит проект под названием «Ремонт фермы». Что это? Как вообще это возможно? Вдумаемся. Разработчик программы и государственный орган, который принял данную программу именно в такой редакции, считает, что потенциально инвестор может вложить свои капитала в этот проект? А в чем интерес у Инвестора может быть от участия в этом проекте? Представим себе район в составе региона, на его территории располагается ферма, из которой лет 10, а может быть и больше назад вывели все стадо раз и навсегда, а сами ферму бросили и оставили без присмотра. Сначала может даже, и охраняли, но потом и это дело забросили. И пошло обычное воровство местных жителей. Разобрали крыши, стащили возможное оборудование и технику, сорвали двери. Теперь это мертвые стены и ветра, которые свищут практически всегда здесь. Предположим, нашелся инвестор, исходя из логики авторов программы, вложил для всех неожиданно необходимое количество денег, сделали ремонт, получили здание, пригодное для эксплуатации и все. Доход инвестора в чем? В чем его интерес? Это надо вкладывать еще какое-то количество денежных средств для закупа скота, корма для него и много чего еще. Такого рода проекты называются не инвестиционными, а девелоперскими. Если быть точным, то даже редевелоперским. Восстановление здания для дальнейшего использования: сдача в аренду, продажа и т.д.

Не думаю, что такой ляп появился продуманно и специально, скажем с целью получить подряд на реконструкцию фермы и попытаться на нем заработать. Но умысел через такое хитромудрое выйти на бюджетное финансирование данного ремонта просматривается невооруженным взглядом.

Вот и получается, что развиваемся мы инвестиционно как-то не продуманно и не дальновидно, а в конечном итоге еще и за бюджетный счет. Самообман, не меньше.

Другой пример, опять не называя конкретных регионов. К сожалению, такая порочная практика существует, как правило хорошего тона. В рамках региона для поддержки местного товаропроизводителя, в основном сельхозпроизводителя и сельхозпереработчика, формируют программу: Покупай – свое, или наше, как угодно. Вдумаемся в правильность и дальновидность таких решений. Это же попытка регулировать рынок, положение игроков на нем, с использованием государственного ресурса. Покупай наше, что это? Вернее, что значит наше? Если я куплю масло или колбасу, произведенную в другом регионе страны, я куплю чужое? Предателем буду? Откровенная недобросовестная конкуренция. Специально или бездумно? Понятно, что местные производители всячески будут поддерживать и поддерживают такого рода пассажи, но давайте задумаемся: цель такого рода акций, как обозначают авторы, возможность приобретения потребителями знакомой, а значит качественной продукции. А кто сказал, что местное лучшее. Для меня, например, где бы я не находился, вологодское масло лучшее, лично для меня. Думать-то нужно региональным органам власти и управления о потребителях, о возможности выбора и ассортимента, а не поддерживать бизнес-структуры, которые не способны выживать в реальных рыночных условиях. Акценты надо правильно расставлять. Это же очевидно.

А с другой стороны, подобные акции – это, как мины замедленного действия. Парадокс. Боретесь за потенциальных инвесторов: презентует регион, рассказываете душевные и слезные байки о возможности комфортных условий для видения бизнеса. И сразу бросающаяся тень на развитие конкуренции акция. Не просто лоббирование местного производителя, а какая-то непонятная полукоррупционная схема. Хотите знать реакцию инвестора? Он, при наличии серьезного и подтвержденного намерения инвестировать в регион, просто откажется.

Две составляющие, которые присутствуют в инвестиционном процессе, важные и значимые. Это доходность проекта и возможные риски в процессе реализации. Вот об этом больше думать нужно региональным органам власти и управления. На обеспечение этих моментов нужно работать и на законодательном, и применительном уровнях. И искать пути решения.

Инвесторы же при всей внешней активности и потенциальном интересе, осторожничают и не торопятся переходить к активным действиям. Что их пугает? Объективно, коррупция, сложные технологические процессы согласования открытия проектов, затянутость в принятии решений на государственном уровне, гарантии и преференции, уровень развития местной бизнес-среды и российских рынков в целом и т.д. и т.п. Целый клубок проблем и задач, которые нужно понимать и которые нужно решать.

Общество пассивно в процессе инвестиционного развития Страны, в качестве наблюдатели, в лучшем случае исполнителя.

Что я думаю на этот счет? Пока Мир пребывает в периодически наплывающих финансовых и накрывающих его кризисах; пока экономическая модель развития Страны слаба, несовершенна и зависима от внешних факторов; не нужно уповать на инвестиционное чудо извне и делать только на это акценты. Ведется в этом направлении работа? Не эффективно, коряво, но ведется.

Я предлагаю обратить внимание на внутренние возможности инвестиционного развития в двух направлениях. И здесь велика роль Общества, как полноценного игрока, или правильнее партнера Государства, в этом процессе.

Если в разделе этой статьи о предпринимательстве, я говорил о необходимости развития кластерных систем с активной ролью Общества, как инструмента роста экономики Страны по отраслевому принципу, то здесь в этом разделе хотел бы затронуть вопрос развития экономики уже по территориальному принципу.

Начнем с практик разработки и формирования инвестиционных проектов субъектами предпринимательства на территориях муниципальных образований (муниципальные районы и городские формирования). Здесь должна существовать четкая технологическая цепочка процесса, открытая и прозрачная. Если хотите в режиме государственно-частного партнерства. Первооснова – это исследования и оценка экономической модели территории, определение основных направлений ее развития. И это не должен быть кулуарный и единообразный в рамках региона процесс. Изюминки, какие фишки, особенности должны определяться в нем. Круглые столы, дисскусии, те же реальные общественные слушания и обсуждения, да мало ли механизмов и инструментов. Общество должно активно привлекаться к этому, проникаться этим, чувствовать это и исходя из этого, определять для себя идеи, которые могут послужить началом процесса формирования инвестиционных проектов. А уже, исходя, из этого, будут разрабатываться муниципальные программы инвестиционного развития территорий, где будут конкретно и четко после предварительных проработок формулироваться основные направления и сегменты экономики к продвижению. Будет определен портфель инвестиционных проектов территории к реализации и будет понятен спектр государственной поддержки инвестиционного процесса на муниципальном и региональном уровне.

Помните, я выше в статье рассуждал о роли Общины в этой Стране, как национальной особенности. Что мешает использовать созидательный ресурс Общества в процессе инвестиционного развития территории? Понятно, что так сложилось, что Общество сейчас в своей массе пассивно, но совместно с Государством они могут, подхлестывая друг друга, выходить на однообразное и единое видение развития, более того далее совместно вести работу по ее реализации. Принцип магнита, начни процесс, понятный и внятный, и будешь подтягивать к себе всех заинтересованных.

С муниципального образования, потом на региональном уровне и выйти на федеральный. Поступательно.

Может покажется несколько банальна и идеалистична эта картина.

Даже не буду спорить. Понимаю только одно, что это долгий и кропотливый процесс, но он позволить сразу отсечь вопросы коррупции, стимулирования предпринимательской деятельности при понимании изначально всего бизнес-процесса и даст, что немало важно платформу на территориях, для не просто гипотетически прихода Инвестора, а его вовлечение в сформированные и готовые к реализации проекты. Целенаправленно.

И это, кстати, может оживить в какой-то мере активность российских инвесторов. На конкретных примерах может недоверие постепенно перерасти в взаимопонимание и взаимодействие.

Второе направление вытекает из первого. Тоже затасканная, но так и неразработанная до конца, тем более нереализованная идея. Инвестопроводящие системы территорий.

Так сложилось, что в практике понятие инвестопроводящей системой сузили до нельзя. Что понимают под этим? Наличие качественных дорог; проложенные инженерные коммуникации, центры по раздаче государственных средств на поддержку развития предпринимательства; общественные организации, объединяющие бизнесы, которые в реалии лоббируют интересы своего бизнеса перед органами государственной власти и управления, вот что понимают в большинстве своем под этим термином.

Но ведь это на самом деле не так. Это более сложный механизм. Настораживает то, что он на сегодня наполнен участниками, но абсолютно не связанными функционально между собой и при малом участии Общества.

Какой должна быть эта система? Это практичный инструментарий: исследование и аналитика, система профессионального и специального образования, бизнес-оценка идей и проектов, бизнес-стратегирование и бизнес-планирование, финансовые институты (начиная от бизнес-ангелов, кончая инвестиционными банками), услуги и сервисы по сопровождению бизнес-процессов. Вот где можно Обществу реально развернуться и раскрыться.

Наличие действующей муниципальной инвестопроводящей системы, связанной идеологически с подобными системами иных территорий в единую, и существование в рамках этой системы технологической цепочки развития инвестиционной деятельности, даст возможность активизировать участие Общества в жизни Страны. Разделить зоны ответственности между Государством и Обществом, освобождая в какой-то степени Государство от несвойственных ему функций.

И естественно, внешние Инвесторы, понимая внутренние процессы развития территорий, будет сами проявлять живой интерес к сотрудничеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: