Познавательные, нравственные, эстетические, религиозные

По форме бытия различают предметные, идеальные, духовные.

Предметные – это естественные блага, потребительская стоимость продуктов труда, социального блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, предметы религиозного поклонения и т. д.

Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей.

Духовные – это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т. д.

Духовные ценности не однородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существуют стандарты (или строго определенный образец качества), правила (предписания как действовать при соответствующих обстоятельствах, каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными), зачастую их можно приравнять к церковным ценностями; эталоны (жестко запрограммированные, стандартизованная ценность).

Существуют также более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности – нормы, вкусы, идеалы.

По субъекту или носителю ценностных отношений различают:

- субъективно – личностные – формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта, в труде, познании, общении.

o Надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие).

Все они формируют ценностные ориентации личности, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение человека.

Ценностные ориентации помогают человеку отличить значимое от незначительного, поэтому выбор значимых ценностей связан с вопросом о смысле жизни. Еще одной важной проблемой в философии является проблема иерархии ценностей.

В основании иерархии лежат:

1) фундаментальные ценности необходимые для жизни человека как живого существа: природные богатства, материальные условия жизни (жилище, питание, здравоохранение).

2) высшие ценности или духовность (познание, нравственность, эстетичность, религиозность).

Особенностью высших ценностей является то, что они составляют стержень культуры.

К высшим ценностям относятся общечеловеческие (мир, жизнь,) ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья).

Социальные ценности (социальная справедливость, справедливость, свобода, права человека).

Ценность стиля жизни, самоутверждение личности.

Таким образом понятие ценности неразрывно связано с духовным миром личности.

Правосознание определяются как совокупность представлений, взглядов, идей, эмоций в которых выражается отношение социальных групп и человека к существующей системе права, законности, правосудия.

Аксиологический аспект правосознания связан с оценкой того, что представляется правомерным, законным, а потому правильным и того, что считается неправомерным, неправильным, постыдным. Краеугольный камень правосознания – нравственное осуждение обществом преступных деяний. Правосознание и действующая система права могут в чем-то не совпадать. Такое состояние возникает тогда, когда декларируется всеобщее равенство перед законом всех, а на самом деле существует замаскированное соц. неравенство, тогда закон и суд воспринимаются как неправедные.

Нравственное сознание – представляет собой форму общественного сознания, связанную с регуляцией поведения человека в обществе, которая основана не на праве, а на общественном мнении, устоявшихся обычаях и традициях, в которых отражены представления о добре и зле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: