Текст 1. Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. /…/ машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

/…/Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям./…/

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий/…/. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери)

.

Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе может быть указано на создание: 1) орудий, 2) машин, 3) механизмов, 4) железных дорог, 5) заводов, 6) нефтяных скважин.  
Правильно указаны три примера  
Правильно указаны один - два примера  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 2
.

Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с помощью отдельных фрагментов текста такие черты человеческой деятельности: 1) целесообразность, 2) практическая полезность, 3) наличие результата; 4) сознательный характер деятельности, 5) продуктивный характер деятельности, 6) преобразующий характер деятельности, 7) общественный характер деятельности.  
Указаны и проиллюстрированы с помощью отдельных фрагментов текста две черты  
Указана и проиллюстрирована с помощью отдельных фрагментов текста одна черта  
Черты человеческой деятельности названы, но не проиллюстрированы с помощью отдельных фрагментов текста, ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл 2
.

Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
1) Дан утвердительный ответ. 2) Приведен аргумент (автором описано появление результатов нового, более совершенного качества в результате труда человека). 3) Дано определение творческой деятельности как деятельности, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.  
Дан утвердительный ответ, приведен аргумент, дано определение творческой деятельности  
Дан утвердительный ответ, приведен аргумент, определение творческой деятельности не дано ИЛИ дан утвердительный ответ и определение творческой деятельности, аргумент отсутствует ИЛИ утвердительный ответ представлен в неявном виде, но очевиден из контекста приведенного суждения (аргумента), дано определение творческой деятельности  
Дан утвердительный ответ без аргументации и определения творческой деятельности, ИЛИ дано определение творческой деятельности ИЛИ утвердительный ответ представлен в неявном виде, но очевиден из контекста приведенного суждения (аргумента)  
ответ неправильный  
Максимальный балл 3
.

Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должно быть 1) отражено и обосновано мнение автора: - вся преобразовательная деятельность человека направлена на служение людям; в обосновании могут использоваться слова «все это для того и создавалось, чтобы служить людям» или «пользуясь ею (машиной), постепенно о ней забываешь»; 2) высказано и обосновано собственное мнение, например: - может быть указано, что деятельность направлена на удовлетворение потребностей; в частности познавательная деятельность удовлетворяет потребность в знаниях).  
Мнение автора (отражено и обосновано) и собственное мнение (высказано и обосновано)  
Мнение автора (отражено и обосновано) ИЛИ собственное мнение (высказано и обосновано) ИЛИ мнение автора (отражено, но не обосновано) и собственное мнение (высказано и обосновано) ИЛИ мнение автора (отражено и обосновано) и собственное мнение (высказано, но не обосновано)  
Мнение автора (отражено, но не обосновано) и(или) собственное мнение (высказано, но не обосновано)  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: