Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. /…/ машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
/…/Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям./…/
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий/…/. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.
|
|
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
(А. де Сент-Экзюпери)
. |
Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе может быть указано на создание: 1) орудий, 2) машин, 3) механизмов, 4) железных дорог, 5) заводов, 6) нефтяных скважин. | |
Правильно указаны три примера | |
Правильно указаны один - два примера | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
. |
Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с помощью отдельных фрагментов текста такие черты человеческой деятельности: 1) целесообразность, 2) практическая полезность, 3) наличие результата; 4) сознательный характер деятельности, 5) продуктивный характер деятельности, 6) преобразующий характер деятельности, 7) общественный характер деятельности. | |
Указаны и проиллюстрированы с помощью отдельных фрагментов текста две черты | |
Указана и проиллюстрирована с помощью отдельных фрагментов текста одна черта | |
Черты человеческой деятельности названы, но не проиллюстрированы с помощью отдельных фрагментов текста, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
. |
Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
|
|
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
1) Дан утвердительный ответ. 2) Приведен аргумент (автором описано появление результатов нового, более совершенного качества в результате труда человека). 3) Дано определение творческой деятельности как деятельности, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее. | |
Дан утвердительный ответ, приведен аргумент, дано определение творческой деятельности | |
Дан утвердительный ответ, приведен аргумент, определение творческой деятельности не дано ИЛИ дан утвердительный ответ и определение творческой деятельности, аргумент отсутствует ИЛИ утвердительный ответ представлен в неявном виде, но очевиден из контекста приведенного суждения (аргумента), дано определение творческой деятельности | |
Дан утвердительный ответ без аргументации и определения творческой деятельности, ИЛИ дано определение творческой деятельности ИЛИ утвердительный ответ представлен в неявном виде, но очевиден из контекста приведенного суждения (аргумента) | |
ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
. |
Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должно быть 1) отражено и обосновано мнение автора: - вся преобразовательная деятельность человека направлена на служение людям; в обосновании могут использоваться слова «все это для того и создавалось, чтобы служить людям» или «пользуясь ею (машиной), постепенно о ней забываешь»; 2) высказано и обосновано собственное мнение, например: - может быть указано, что деятельность направлена на удовлетворение потребностей; в частности познавательная деятельность удовлетворяет потребность в знаниях). | |
Мнение автора (отражено и обосновано) и собственное мнение (высказано и обосновано) | |
Мнение автора (отражено и обосновано) ИЛИ собственное мнение (высказано и обосновано) ИЛИ мнение автора (отражено, но не обосновано) и собственное мнение (высказано и обосновано) ИЛИ мнение автора (отражено и обосновано) и собственное мнение (высказано, но не обосновано) | |
Мнение автора (отражено, но не обосновано) и(или) собственное мнение (высказано, но не обосновано) | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |