Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины… Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность – явление социальное, ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом. …
|
|
Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны.
(Карпец В.И.)
. |
Какие две причины, по мнению автора документа, способствуют развитию преступности?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть названы причины: 1) противоречия (деформации) общественных отношений; 2) переоценка значения уголовных наказаний («жестокость рождает ответную жестокость»). | |
Указаны две причины | |
Указана одна причина | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
. |
Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) выписана фраза из текста: - «Преступность наносит ущерб … общества его членов»; 1) приведен пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности, допустим: - преступления в сфере экономики приводят к появлению фальсифицированных лекарств на рынке, что может нанести непоправимый ущерб здоровью граждан; - увеличение количества хулиганских проявлений приводит к тому, что граждане боятся выходить вечером на улицу, боятся отпускать детей одних на прогулку, боятся посещать вечерние спектакли в театрах. | |
Выписана фраза из текста, приведен пример | |
Выписана фраза из текста, пример не приведен, ИЛИ приведен пример, но не выписана фраза. | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
. |
Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.
|
|
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы, например: 1) экономическая нестабильность приводит к неуверенности в завтрашнем дне и толкает на преступления с целью обеспечить свое будущее; 2) усиливающийся разрыв в уровне доходов населения вызывает стремление любым путем достигнуть высокого уровня благосостояния; 3) бедность вынуждает искать любые способы выживания. Возможны иные, имеющие основания позиции. | |
Приведены три аргумента | |
Приведены два аргумента | |
Приведен один аргумент | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
. |
Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) высказано собственное мнение; 2) приведены аргументы в его обоснование. В ответе, подтверждающем мысль автора, могут быть приведены следующие аргументы: - наказание, унижающее человеческое достоинство, способствует озлобленности, желанию отомстить; - негуманные, жестокие наказания, как показывает опыт, не ведут к снижению преступности; - главная задача наказания – воспитать человека, преступившего закон, помочь ему стать полноценным членом общества, а не отомстить ему. | |
В ответе, опровергающем мысль автора, могут быть приведены следующие аргументы: - ужесточение наказания должно удержать от преступления тех, кто еще только собирается его совершить; - гуманизация наказания преступников может привести к общественному недовольству, так как господствующим мнением является необходимость ужесточения наказания преступников; - гуманность к преступнику является негуманным актом по отношению к потерпевшим. | |
Высказано собственное мнение, и приведены три имеющих основание аргумента | |
Высказано собственное мнение, и приведены два имеющих основание аргумента ИЛИ собственное мнение не высказано, но качество трёх приведенных суждений свидетельствует о том, что выпускник понимает смысл задания | |
Высказано собственное мнение, и приведен один имеющий основание аргумент ИЛИ собственное мнение не высказано, но качество двух приведенных суждений свидетельствует о том, что выпускник понимает смысл задания | |
Высказано собственное мнение без приведения аргументов ИЛИ приведено суждение, мнение отсутствует ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |