Полномочия служб занятости

Анализируя развитие служб занятости, начиная с 1919 года, можно выделить основную тенденцию ее развития, а также проследить, как суть этих служб изменялась вместе с тенденциями в идеологии, которое переживало общество. На всем этом пути особенно важными для служб занятости представляются три этапа:

I. Службы, как гуманитарные учреждения, предназначенные для оказания помощи безработным. Это было время, когда основной задачей МОТ было облегчение тяжелых условий жизни и труда. (перед второй мировой войной).

II. Считалось, что достаточно иметь хорошо организованную структуру, чтобы решить проблему занятости. Службы занятости становятся регулятором рынка труда. (конец 40-х гг.)

III. На этом этапе служба найма становится составной частью политики занятости, участником разработки основных ее направлений, а иногда просто ее исполнителем. (после 60-х гг.)

С годами менялись названия служб занятости, менялись и их структуры, но суть их не претерпела радикальных изменений. Те полномочия, которыми наделены сегодня службы занятости международным сообществом, являются как бы синтезом всех тех полномочий, которыми были наделены эти службы на каждом из прошедших этапов. Это сочетание очень неоднозначно понимаемых и очень несовершенно выполняемых задач является, тем не менее, достаточно реальным. Каждая страна, в зависимости от системы управления, своего уровня развития и материальных условий, выбирает для себя только часть этих полномочий.

Прежде всего, службы занятости призваны облегчить судьбу каждого потерявшего работу. Они осуществляют страхование и помощь по безработице (хотя эта функция все более и более оспаривается), ориентируют заинтересованных лиц в выборе профессии или работы, подбирая им рабочие места или места для стажировки, а также помогая им в устройстве на этих местах.

Службы занятости являются регуляторами рынка труда. Они выполняют эту задачу, собирая информацию об условиях рынка, определяя тем самым зоны дисбаланса рабочей силы: они устанавливают профессиональное и географическое равновесие между спросом и предложением рабочей силы, указывая индивидуальным лицам и органам опеки способы исправления возможного дисбаланса. Службы занятости выполняют эту задачу благодаря трудовому посредничеству, профориентации и профинформации, а также программам помощи мобильности рабочей силы и информации о рынке труда.

Службы занятости являются, наконец, основным исполнителем политики занятости. С этой задачей они справляются, прогнозируя изменения рынка труда и ведя учет спроса и предложения в этой области. Кроме этого, они быстро собирают всю информацию, необходимую для планирования рабочей силы; осуществляют набор работников для различных отраслей производства, помогают при реализации экономических проектов: инвестиций, благоустройства территории, промышленной и технологической конверсии, внедрения новых видов деятельности. Функции, необходимые для выполнения этой задачи, остаются прежними, но они более углублены и расширены. К этому нужно добавить проведение исследований и специальных опросов, информацию и рекомендации предприятиям и организациям нанимателей и работников, управление или участие в управлении специальными программами по изысканию рабочих мест, профессиональные информацию и ориентацию. Участие в разработке программ стажировок по обучению и переподготовке.

В заключении исторического обзора международных нормативных документов, следует отметить, что обязательную юридическую силу для национального законодательства страны — члена МОТ имеют лишь нормы Конвенций в случае их ратификации на государственном уровне. Что же касается рекомендаций, то они ратификации не подлежат, но играют важную роль при разработке национального законодательства.

По объему ратифицированных Конвенций МОТ судят о степени прогрессивности трудового законодательства и регулирования социально-трудовых отношений в стране. Для сравнения приведем цифры ратифицированных парламентами государств-членов МОТ Конвенций МОТ: Испания — 116, Франция — 110, Италия — 101, Норвегия — 92, Уругвай — 83, Бельгия — 82, Болгария — 80.

Советским Союзом было ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43. В 1997г. Российская Федерация впервые ратифицировала одну Конвенцию МОТ (№ 156), а в Генеральном Соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998—1999 годы предусматривается ратификация еще 14 Конвенций МОТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: