Регулирование занятости населения в Российской Федерации

Сегодняшнее положение службы занятости можно охарактеризовать как разветвленную сеть структур, реализующих стратегию предупреждения и оперативного «реагирования» на возникающие социальные катаклизмы других сфер деятельности. Служба занятости должна обслуживать обращающихся к ней людей, но данный вид деятельности должен иметь собственное место в более общей и перспективной формирующей стратегии.

Стратегия реагирования сама по себе уже становится не адекватной в современной социокультурной ситуации, необходим переход к стратегии формирующей (см.: Павлов И. «Трудоустройство» по понятиям// служба кадров.1999 №8, с. 71-72). В ситуации существования рынка труда необходимо, прежде всего, ответить на вопросы «Что формировать?» и «Как формировать?». Кроме этого, ответы на данные вопросы целесообразно рассматривать в нескольких уровнях:

· политическом

· управленческом

· содержательном

Политический уровень предполагает: формирование среды, работу с массовым сознанием, выход на социокультурный уровень профилактики безработицы; идеологические установки, проработку системы способов и средств работы в социокультурной ситуации с учетом региональных особенностей местонахождения служб занятости.

Управленческий уровень предполагает разработку формирующей стратегии и тактики организации занятости, учитывающую многообразие региональных факторов, проектирование и форсирование социокультурной ситуации региона.

Содержательный уровень предполагает разработку четкого и жестко ограниченного понятия «трудоустройства», которое могло бы стать концептуальной установкой для любого работника службы занятости.

Проработка формирующей стратегии на вышеперечисленных уровнях может во многом предопределить специфику развития службы занятости и трудоустройства. Это особенно важно для содержания понятия «трудоустройство». Сегодня данное понятие отсутствует. Оно не может быть подменено ни организацией занятости, ни организацией временных работ или рабочих мест, ни трудоустройством*, критерием которого выступает прикрепление человека к структуре или рабочему месту.

Необходимо создание рабочих мест с целью достижения и поддержания продуктивной занятости населения, повышения эффективности и доходности труда в интересах работодателей и работников. Хотя официальная безработица в течение 2000 года снизилась, однако, сколько-нибудь, заметного роста доходов работающих граждан не произошло, а рост числа вакансий происходил за счет создания физического рабочего места[10], где «осуществляется» не трудовая деятельность, а скорее трудовая повинность.

Формально занятость часто не обеспечивает людям достойного уровня жизни, поэтому идет увеличение величины критической зоны рынка труда. Значит необходимо учитывать не только динамику основных экономических показателей, но и доходов населения и уровня жизни, обратив внимание на создание и сохранение экономических рабочих мест, которые обеспечивают материально-вещественные, экономические и социальные условия.

Другим важным направлением деятельности службы занятости является анализ рынка труда, так как от него зависит не только способность службы занятости оценивать эффективность действий, направленных на реализацию политики занятости, но и их способность предлагать новые решения. Используя такие специфические методы работы, как, например, анкетирование, изучение поведения, длительное наблюдение за его изменениями у определенной группы людей (молодежи или взрослых), можно попытаться вскрыть более глубокие проблемы в сфере труда, те социальные причины, из-за которых проблемы занятости и безработицы встают перед определенной категорией работников, определенной возрастной группой, определенным полом и в определенном регионе.

Так, зная численность работников, высвободившихся из-за введения новейших технологий, правительство заранее может готовить меры по полной перепланировке рабочего времени или по перестройке всего общества.

Другие опросы, менее значительные и не ставящие цель пересмотреть политику занятости, служба занятости может проводить исключительно по своей инициативе и своими средствами. Например, объяснить феномен наличия для одних и тех же профессий предложений труда, не находящих спроса, и спроса на труд, не находящего предложения.

Подобные опрос помогают выявить возможные изменения в поведении определенного слоя трудоспособного населения, которое предпочитает безработицу работе, если работа не отвечает его вкусам или стремлениям. По некоторым предположениям, многие склонны воспринимать работу как способ развития личности, а не как необходимость. Поэтому есть большое количество рабочих мест, занять которые не находят желающих. Этот феномен, раскрывающий радикальные изменения в социальном поведении, должен был бы сам по себе заставить правительство изобретать новые модели развития. Также можно было бы провести серию опросов о проблеме дифференциации рынка труда чтобы выявить его ядро, представленное хорошо оплачиваемыми работниками, вокруг которого группируются другие работники, хуже оплачиваемые и напрямую подвергаемые угрозе безработицы. Узнать причины существования такой прослойки и проанализировав этот факт, государственные деятели могли бы разработать целый ряд социальных мер, направленных на облегчение положения таких работников.

Эти конкретные примеры показывают, что из всех существующих структур служба занятости наиболее приспособлена для исследований анализа и использования огромного объема информации, которую она получают благодаря регулярным статистическим данным и своему положению привилегированного наблюдателя за рынком труда (См. подробнее: Приложение «Биржа труда» (деловая игра)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: