Годовая конъюнктура рынка труда (по группам профессий), тыс.чел

Группа профессий Спрос Предло­жение, П Трудоустро­ено, Т Недоста­ток, С-Т Избы­ток, П-Т
           
МАШИНОСТРОЕНИЕ
1. рабочие          
2. служащие 1,5   1,5    
ЛЕГКАЯ, ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
3. рабочие          
4. служащие 0,5 1,5 0,4    
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
5. рабочие 0,5 5,5 0,5    
6. служащие 0,2   0,1    
СТРОИТЕЛЬСТВО
7. рабочие основного цикла 4,8   1,8    
8. отделочники          
9. служащие 0,5   0,4    
ТРАНСПОРТ
10. водители   0,3 0,3    
11. ремонтники   0,2 0,1    
СФЕРА УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
12. учителя 0,7 0,2 0,1    
13. врачи 0,2 1,9 0,2    
14. средний медперсонал     0,1    
15. работники культуры 0,5   0,3    
16. работники науки - 1,2 -    
17. специалисты по спорту 0,2   0,2    
18. работники учреждений управления -   -    
19. работники общепита 1,5   0,9    
2О. работники пассажирского транспорта 1,2 0,6 0,1    
21. работники бытового об­служивания 1,8   0,8    
22. работники торговли 1,3   0,9    
23. работники ЖКХ 1,1 0,6 0,3    
24. прочие          
Итого          
             

Отдел экономического регулирования занятости

6. ОЭРЗ получает от ОТПК информацию, зафиксированную в таблицу 3. Кроме того, известно, что из 7,5 тыс. работников химической промышленно­сти, составляющих предложение рабочей силы для этой отрасли (см. табл.3), 5,5 тыс. человек будут высвобождены в связи с намеченным закрытием убы­точного производства. Возникают сложности с их трудоустройством, посколь­ку химические предприятия города в достаточной степени укомплектованы кадрами (см. таблицу 3). Оптимальным решением в данной ситуации является перепрофилирование убыточного производства на выпуск рентабельной продукции. Однако для этого нужны дополнительные денежные средства в размере 38 млн. рублей. Банки отказываются предоставить такую сумму не­достаточно надежному клиенту. Им нужен гарант, который взял бы на себя финансовую ответственность, если химический завод не сможет погасить займы. Причем процент по займу в любом случае обязуется платить само предприятие, получающее кредит.

Учреждением-гарантом может стать и биржа труда. ОЭРЗ совместно с ФО должны решить, целесообразно ли просить банки предоставить кредит заводу. Для выработки решения следует учесть следующие обстоятельства, представленные ниже:

а) высвобожденные 5,5 тыс. человек в большинстве своем окажутся безработными, и им необходимо будет выплачивать пособие.

Размер пособия по закону составляет в первые 3 месяца 75 % от сред­немесячной заработной платы по предыдущему месту работы. Средний срок выплаты пособия в игре - 2 месяца (после этого безработного, как правило, удается трудоустроить, направить на переподготовку или на общественные работы). Средняя заработная плата высвобожденных работников составляет 4000 руб. Кроме того, каждый работник в среднем содержит одного нетрудо­способного иждивенца, что дает право на повышение пособия на 10% вели­чины прожиточного минимума. Определите, сколько средств было бы направ­лено на выплату пособий для 5,5 тыс. человек. Сравните эти затраты с де­нежной суммой, которую нужно гарантировать банкам;

б) если кредит не будет предоставлен, то расходы на пособия придет­ся нести обязательно, поскольку 5,5 тыс. чел. окажутся безработными. В то же время, вполне вероятно, что завод использует займ эффективно и смо­жет вовремя его вернуть. В этом случае биржа не должна будет платить бан­кам;

в) отсутствие кредита лишит предприятие потенциальной возможности выпуска нужной рынку продукции после профилирования. Кроме того, безработица еще нескольких тысяч человек сама по себе нежелательна для горо­да.

Итак, принимая во внимание перечисленные обстоятельства, будет ли биржа труда выступать гарантом возврата банковских ссуд?

7. От ОАРТ поступают рекомендации относительно целесообразности развития сферы услуг населению. Для удовлетворения потребности людей в услугах и повышения занятости нужно стимулировать создание новых рабо­чих мест в данных отраслях. Прямые ассигнования на эти цели из городского бюджета вряд ли помогут решить проблему - бюджет относительно невелик и перегружен иными статьями расходов. Кроме того, заработная плата на муниципальных предприятиях недостаточна высока для привлечения работ­ников. Но исполнительный орган в пределах законодательства о местном самоуправлении имеет другие рычаги воздействия на инвестиции. ОЭРЗ до­говаривается с ним о льготах в налогообложении предприятий сферы услуг, о скидке в арендной плате на помещения. Местный орган власти может высту­пить как посредник в аренде данными предприятиями оборудования, имею­щегося в соответствующих службах города. Он вправе также стать инициато­ром создания на паях с промышленными предприятиями организаций бытово­го обслуживания, торговли, общепита для обеспечения работников этих за­водов и населения города. Таким образом, стимулируются частные инвести­ции в сферу услуг. В течение года подобные меры привели к следующему дополнительному спросу на кадры:

· бытовое обслуживание - 2 тыс. человек,

· торговля - 2 тыс. человек,

· общественное питание - 16,5 тыс. человек,

· пассажирский транспорт - 0,5 тыс. человек.

Все эти новые рабочие места укомплектованы за счет имеющегося предложения работников. Таким образом, повышение спроса сопровождалось адекватным ростом трудоустройства и снижением избытка кадров. Рас­считайте, насколько изменился спрос на работников сферы услуг и их избыток.

8. В легкой промышленности города сложилась следующая ситуация. Швейные предприятия почти укомплектованы кадрами, поскольку в городе есть несколько учебных заведений данного профиля. Этим объясняется и су­щественный избыток рабочих соответствующих профессий.

В рамках спроса и предложения рабочих легкой и пищевой промышлен­ности (см. таблицу 4) положение первоначально выглядело бы так (в тыс. человек):

Таблица 4

  Спрос Предложение Трудоустроено Недостаток Избыток
Швейники 0,5   0,5   0,5
Прочив 5,5   0,5   0,5
Всего          

Местные исполнительные органы по предложению ОЭРЗ формируют годовой региональный заказ на дополнительное производство швейных из­делий. Это обеспечивает повышение спроса на рабочих на 500 человек и тру­доустройство такого же избыточного числа людей данных профессий.

Итак, определите, как изменится спрос, предложение, трудоустрой­ство, недостаток и избыток рабочих в легкой и пищевой промышленности вследствие действия регионального заказа.

9. Результаты работы ОЭРЗ необходимо отразить в таблице, корректи­рующей первоначальные условия конъюнктуры и возможности трудоустрой­ства (см. табл.4).

Данные строки 1 - это данные итоговой строки табл.3. Вместо знаков «?» поставьте цифры изменений конъюнктуры по соответствующим пунктам (со знаком «+» при увеличении или «-» при уменьшении прежнего числа).

Определите итоговые условия.

Сообщите ОАРТ данные строк 1 и 6 табл. 5. Итоговую информацию (строка 6) передайте ОТПК.

Отдел трудоустройства и подготовки кадров

ОТПК продолжает свои действия с учетом мер, принятых ОЭРЗ. Ин­формацию об оставшихся недостатке и избытке кадров ОТПК запрашивает у ОЭРЗ.

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: