Сенситивное и рациональное познание

ПОЗНАНИЕ ЕГО ФОРМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Чувственное познание Ощущение Конкретно-чувственный образ, отражающий какое-либо одно свойство предмета, является составной частью восприятия как более сложного образа
  Восприятие Конкретно-чувственный образ, отражающий сумму свойств предмета, является синтезом ощущений. Если ощущения могут существовать без восприятия, то восприятие без ощущений – нет
Эти образы являются конкретно-чувственными потому, что для их возникновения необходим непосредственный контакт субъекта с предметом
  Представление Чувственный образ, возникающий на основе памяти и воображения без непосредственного взаимодействия субъекта с предметом в данный момент, имеет обобщенный характер, фиксирует наиболее значимые признаки
Рациональное познание Понятие Форма абстрактного мышления, результат обобщения, выделения совокупности общих и существенных признаков определенного класса объектов
  Суждение Форма абстрактного мышления, в которой с помощью связи понятий что-то утверждается или отрицается; не ведет к получению нового знания: в суждении констатируется что-то уже известное
Умозаключение Форма абстрактного мышления, в которой в ходе рассуждения логически выводится новое суждение, ведет к получению нового знания

Преимущества сенситивного познания:

· органы чувств – единственный канал связи человека с миром;

· рациональное основано на чувственном материале;

· вся предметная деятельность человека в материальном мире опирается на показания органов чувств;

· дает минимум информации для научного познания;

· благодаря ему начинается движение от явления к сущности изучаемого.

Недостатки сенситивного познания:

· его достаточно для ориентации в мире, но не для его преобразования;

· не отображаются многие объекты, значимые для понимания мира;

· ограничено сферой явлений, а в сущность не проникает;

· не позволяет построить целостную картину мира;

· общие и единичные, существенные и не существенные признаки вещей не разграничены, что необходимо для раскрытия сущности.

Эти недостатки преодолевает рациональное познание, благодаря неразрывной связи абстрактного мышления с языком. Слова языка закрепляются за представлениями или абстракциями, что позволяет воспроизводить их содержание вне зависимости от того, воспринимаются ли предметы, явления, процессы, породившие эти представления или абстракции, в данный момент. Работа воображения облегчается, мышление становится относительно свободным от чувственного восприятия, ситуации возникновения представлений и абстракций.

В философии Нового времени имел место спор между сторонниками сенсуализма и рационализма. Сенсуалисты утверждали ведущую роль чувств в познании (Д.Локк), рационалисты – разума (Р.Декарт). И.Кант показал, что этот спор является бессмысленным, потому что сенситивное и рациональное не могут быть реализованы друг без друга. Современная гносеология предполагает, что сенситивное и рациональное связано между собой по двум линиям:

· сенситивное – рациональное. Эту связь раскрывает явление «вторичного отражения»: предметы воздействуют на органы чувств и порождают ощущения, восприятия и представления (первичное отражение), затем разум анализирует чувственные образы и извлекает из них информацию о предметах. Это и есть вторичное отражение: разум связан с миром не напрямую, реализация абстрактно-мысленной способности опирается на результаты сенситивного познания.

· рациональное – сенситивное. Воспринимая конкретный дом и говоря: «Это – дом», человек утверждает, с одной стороны, в сенситивном ракурсе, а с другой, использует суждение как форму абстрактного мышления. С помощью слов – понятий можно передавать сенситивную информацию. Реализация сенситивного познания совершается посредством механизма абстрактного мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: