Фонд как корпорация имуществ и его правоспособность

В соответствии с Законом о фондах субстрат фонда можно квалифицировать как корпорацию имуществ (возможно с очень слабыми признаками смешанной корпорации).

Действительно, для достижения целей фонда наиболее значимыми элементами его субстрата являются имущественные элементы. Так как пенсии представляют собой определенный источник имущества, то без наличия в субстрате фонда имущественных элементов невозможно гарантировать надлежащее пенсионное обеспечение гражданам[28]. Специальной гарантией наличия имущественного субстрата, достаточного для достижения целей фонда служат институты минимального размера и денежной формы совокупного вклада учредителей (учредителя) фонда. В соответствии со статьей 19 Закона о фондах на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, этот вклад должен быть внесен в фонд денежными средствами и составлять не менее 30 миллионов рублей.

Вместе с тем, законом предусмотрено наличие у субстрата фонда такой составляющей человеческого капитала как учредители фонда и вкладчики – лица, заключившие пенсионные договоры и уплачивающее пенсионные взносы в фонд. Без учредителей невозможно формирование такой минимальной имущественной гарантии как совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, а вкладчики могут обеспечить устойчивость деятельности фонда путем внесения специальных целевых взносов (статья 17 Закона о фондах).

Кроме того, такие субъекты негосударственного пенсионного обеспечения как участники, создавая фонд, обязаны иметь настолько существенный интерес в устойчивости деятельности фонда[29], что этот интерес не может не быть учтен при управлении средствами фонда - в частности путем предоставления данной составляющей человеческого капитала в субстрате фонда права участия во внутреннем контроле за эффективностью подобного управления. Вместе с тем, наличие закрепленных в законе требований к минимальному размеру и форме имущества фонда, а также к его источникам – с одной стороны, и отсутствие в законе конкретных прав вкладчиков и процедур включения представителей участников в состав органов управления фондом - с другой, свидетельствуют о том, что баланс между имущественными и личными элементами в экономическом субстрате фонда смещается скорее в сторону имущественных элементов.

Отметим, что в отношении негосударственного пенсионного фонда в полной мере действует общее правило о специальной правоспособности юридического лица, закрепленное в пункте 1 статья 49 ГК Российской Федерации, в силу которого, а также в виду правила пункта 2 этой же статьи, некоммерческая организация может заниматься только такими видами деятельности, которые не противоречат федеральному закону и предусмотрены ее учредительными документами. В специальных случаях виды деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческая организация, прямо предусматриваются федеральным законом. Этим некоммерческие организации существенным образом отличаются от организаций коммерческих, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Наделение некоммерческих организаций специальной правоспособностью является определенной гарантией достижения тех социальных, культурных или иных общеполезных целей, которые учредители преследуют при ее создании. Освобождение такого юридического лица от любых уставных ограничений - предоставление ему полной свободы действий, могло бы привести к игнорированию интересов учредителей [30]. Кроме того, если публичная значимость целей некоммерческой организации существенна, это предполагает предоставление ей государством определенных льгот (во многих случаях налогового характера), В таких условиях ограничение правоспособности позволяет повысить эффективность публичного контроля за деятельностью подобной организации и надлежащим использование предоставленных ей льгот. И чем больше публичная значимость этих целей, а также чем больше размер предоставляемых льгот, тем жестче публичный контроль, и соответственно тем более узкой должна быть правоспособность некоммерческой организации.

Установление законодателем специальной правоспособности для некоммерческих организаций означает ограничение и тех способов, которыми может поддерживаться существование материальной базы данных организаций. Основным способом обеспечения жизнеспособности «классических» некоммерческих организаций является предоставление им материальной помощи на безвозмездной основе[31], в частности, в следующих формах: (1) в форме членских взносов (для организаций, основанных на членстве); (2) в форме финансирования из бюджета собственника имущества организации (для учреждений); (3) в форме договора дарения или пожертвования[32].

Однако, как уже говорилось ранее, являясь по своей организационно-правовой форме некоммерческими организациями, фонды совершают и исполняют нехарактерные для таких организаций сделки, носящие не безвозмездный, а возмездный характер, что должно учитываться в особенностях их организационно-правовой формы.

Статья 50 ГК Российской Федерации и пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее - Закона о некоммерческих организациях) дают следующее определение понятия некоммерческой организации: «Некоммерческая организация - это юридическое лицо, не преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не ставящее своей целью её распределение между своими участниками».

Отметим, что для таких некоммерческих организаций как потребительские кооперативы законодатель, в виду особенностей их деятельности, состоящей удовлетворении материальных и иных потребностей участников кооператива (в том числе способами, нехарактерными для классической деятельности некоммерческих организаций, но характерными для предпринимательской деятельности - путем использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг участникам), изменил данное правило. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой им в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (пункт 5 статьи 116 ГК Российской Федерации). При этом члены кооператива, приобретающие товаров в потребительской кооперации, пользующиеся ее услугами, осуществляющие поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительской кооперации и (или) иное участие в ее хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика, признаются участниками (статья 1 Федерального закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»). Как представляется именно эти особенности послужили той причиной, по которой законодатель исключил из сферы действия Федерального закона «О некоммерческих организациях» потребительские кооперативы (пункт 3 статьи 1).

Потребительский кооператив представляет собой корпорацию лиц, так как в нем стабильность отношений в основном гарантируется не паевым капиталом или неделимым фондом (их размер может быть произвольным), а субсидиарной ответственностью членов кооператива. При этом право членства носит личный характер и поэтому, в частности, по наследству не передается. Другим следствием личного характера права членства является закрепленные в законе правила, в соответствии с которыми для возникновения у лица права членства в потребительском кооперативе необходимо принятие его в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке (статьи 1 и 10 Федерального закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»).

Подобные обстоятельства подтверждаются и судебной практикой. Например, в отношении кредитных потребительских кооперативов Конституционный Суда Российской Федерации прямо указал (и эта правовая позиция, как представляется, сохраняет свое действие для иных видов потребительских кооперативов), что деятельность таких кооперативов базируется «… на преимущественно личных доверительных контактах их членов…» [33] Фактически по той же причине Федеральный Арбитражный Суд Уральского округа не признал достаточным основание для возникновения у лица права членства в потребительском кооперативе одного лишь факта приобретении у члена кооператива пая в паевом фонде кооператива по договору купли-продажи, указав на необходимость соблюдения закрепленного в статье 10 Федерального закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставе кооператива порядка – подачи соответствующего заявления, вынесения решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части[34].

То обстоятельство, что полученная прибыль распределяется между участниками, позволило некоторым авторам рассматривать потребительский кооператив как промежуточную форму между коммерческими и некоммерческими организациями[35].

Однако с этой точкой зрения согласиться нельзя. Как уже говорилось ранее одним из авторов настоящей работы, различие между коммерческими и некоммерческими организациями состоит в цели их создания и деятельности. Коммерческие организации создаются для систематического извлечения прибыли (посредством любых видов деятельности), а целью потребительского кооператива является удовлетворение материальных потребностей членов кооператива, и предпринимательская деятельность - только способ достижения этой цели. Хотя потребительские кооперативы и распределяют прибыль, но в ряде случаев закон прямо ограничивает распределение прибыли между их участниками[36]. Все эти обстоятельства обусловливают существенные различия в роли, месте и правовом режиме деятельности коммерческих организаций и потребительских кооперативов. Потребительский кооператив – это некоммерческая организация по своим целям, которая всего лишь использует в своей деятельности способы, присущие деятельности коммерческих организаций.

Нечто аналогичное в отношении распределения дохода (прибыли) и способов достижения своих целей имеет место и в случае негосударственного пенсионного фонда: полученный доход начисляется (то есть, фактически распределяется) на пенсионный счета негосударственного пенсионного обеспечения участников фонда (статья 3 Закона о фондах), а основная деятельность осуществляется фондом способами, характерными для предпринимательской деятельности - путем использования имущества в форме аккумулированных взносов, осуществленных в пользу участников, и оказания услуг участникам по пенсионному обеспечению. Хотя в отличие от потребительского кооператива полученный фондом от инвестирования (размещения) пенсионных средств доход (прибыль) и не является доходом (прибылью) от предпринимательской деятельности в виду прямого указания на это в Законе о фондах, но правило ГК Российской Федерации о целях некоммерческой организации содержит общий запрет на распределение любой прибыли, а не только той, что получена от предпринимательской деятельности.

В виду вышесказанного представляется достаточно проблематичным распространение общих норм ГК Российской Федерации о благотворительных и иных фондах (пункт 3 статьи 50, статьи 117 – 119) - нормах, для которых практически по прямому указанию законодателя послужил исходной моделью форма того фонда, который осуществляет благотворительную деятельность, на негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых строится на возмездных, а не на безвозмездных началах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: