Резюме

Представляется, что перечисленные в предыдущем параграфе гарантии должны найти свое закрепление в нормах Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». С подобными законодательными инициативами может выступить Законодательное собрание Санкт-Петербурга, разработав проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения».


[1]John H. Langbein, Susan J. Stabile, Bruce A. Wolk. Pension and Employee Benefit Law. 4th Edition - New York, 2006. Р. 3.

[3] Пункт 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации

[4] В отличии от понятия «дополнительное социальное обеспечение», закрепленного в пункте 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации, понятие «основное социальное обеспечение» не встречается в конституционных нормах. Вместе с тем представляется, что такое понятие имеет право на существование. Действительно, употребление конституционным законодателем понятие «дополнительный» в отношении социального обеспечения предполагает прежде всего существование той части социального обеспечения, по отношение к которой эта дополнительность возникает. Наименование такой части социального обеспечения «основной», как представляется, достаточно точно характеризует ее цель.

[5] В пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 14-П было указано следующее: «С точки зрения преобладания в механизме осуществления конституционного права граждан на социальное обеспечение по возрасту публичного либо частного начала Конституция Российской Федерации, ее статья 39 (части 1 и 3), предусматривает два вида пенсионного страхования - обязательное и добровольное. Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации данного конституционного права, т.е. направлено на достижение целей социального государства в этой сфере, а потому носит публичный характер. Добровольное пенсионное страхование предоставляет гражданам дополнительные возможности по личному участию в формировании средств, направляемых на индивидуальное пенсионное обеспечение. Данный вид пенсионного страхования носит непубличный характер и осуществляется в основном в негосударственных системах пенсионного обеспечения. Соответственно, Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность гарантировать социальное обеспечение по возрасту, основывающееся на обязательности пенсионного страхования, применительно же к социальному обеспечению, основывающемуся на добровольности и индивидуальном характере, обязанность государства заключается в поощрении создания дополнительных форм социального обеспечения

[6] Подобное деление пенсионных схем (планов) признается в качестве основного, в частности, в следующих работах: John H. Langbein, Susan J. Stabile, Bruce A. Wolk. Pension and Employee Benefit Law. 4th Edition - New York, 2006. Р. 40; Ari N. Kaplan. Pension law – Toronto, 2006. P. 99 – 101; R. Maatman. Fiduciary Duty and Investing - Deventer, Netherlands, 2004. P. 31 – 33.

[7] См., например, Раздел III Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 790; Актуарную классификацию пенсионных схем, утвержденную приказом Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2001 года № 15 (хотя данный приказ не отменен, в настоящее время данная Инспекция ликвидирована); формы отчетности негосударственных пенсионных фондов в 1998 и 1999 году, утвержденные приказами Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации от 27 января 1998 года N 6 и от 8 февраля 1999 года № 4 (в настоящее время эти приказы отменены).

[8] Таких последствий в российском законодательстве не предусмотрено. Например, налоговый режим схем не зависит от того, являются ли схемы схемами с установленными взносами, установленными выплатами или смешанными схемами.

[9] John H. Langbein, Susan J. Stabile, Bruce A. Wolk. Pension and Employee Benefit Law. 4th Edition - New York, 2006. Р. 42 – 43.

[10] Е. Якушев. Рынок дополнительного пенсионного обеспечения (по состоянию на июль 1994 года) // Финансовая газета, 1994, № 37.

[11] Статья 1, пункт 1 статьи 2 и абзац первый статьи 10 Закона о фондах.

[12] Пункт 2 статьи 7, пункт 1 статьи 39 и подпункт «ж» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

[13] Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т.е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным (Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. С. 376). Дополнительно отметим, что Ханна Арендт во второй главе «Пространство публичного и сфера частного» своей книги «VITA ACTIVA, Или о деятельной жизни» -Спб,2000; указывает что: «Простое различение между приватным и публичным соответствует сфере домохозяйства с одной стороны, пространству политического с другой, а эти области существовали как различные, строго отделяемые друг от друга единицы по меньшей мере с начала античного города-государства …» (http://bi.n-europe.eu/library/book.php?id=195).

[14] Пункт 8 статьи 25 Закона о фондах.

[15] Следует согласиться с Н. С. Бондарем, что в рамках социальной государственности должно гарантироваться не просто свобода, а социально-ориентированная свободу (Н. С. Бондарь. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации – М., 2005. С. 484.)

[16] См. подробнее о природе этих гарантий в работе: М. А. Ковалевский. Природа уставного капитала акционерного общества – М., 1997.

[17] Термин «участник» использован в Законе о фондах в отношении таких граждан.

[18] Необходимо указать на то, что подобные же претензии можно предъявить и к государственным гарантия прав граждан, в пользу которых со страховыми организациями заключены договоры страхования жизни.

[19] Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.1992 № 1077 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 12, ст.925.

[20] 85 процентов созданных к 1994 году негосударственных пенсионных фондов было коммерческими организациями (М. Алехин. Негосударственное пенсионное обеспечение в России //Экономика и жизнь, 1994. № 16).

[21] В. Варяняк. Технология работы негосударственных пенсионных фондов // Экономика и жизнь, 1994. № 44.

[22] М. Алехин. Цит. соч.

[23] Подобные идеи ранее - в 1993 году, были реализованы в России в сфере обязательного медицинского страхования, предполагающего в настоящее время участи в данном страховании частных страховых медицинских организаций также в составе некоторой вертикально-интегрированной системы - См. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 2 апреля 1993 года № 4741-1), а также работу: М. А. Ковалевский. Правовой режим деятельности вертикально-интегрированной системы юридических лиц: фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций, как основа управления финансовыми средствами обязательного медицинского страхования // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 26 марта 2004 г.

[24] Статья 15 Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан».

[25] Статья 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»,

[26] Абзац 3 пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2003 № 2-О.

[27] См. по этому поводу правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в абзаце 4 пункта 2 его Определения от 14.01.2003 № 2-О.

[28] Нелишним будет здесь отметить, что имущественные элементы субстрата являются эффективной гарантией наличия такой составной части человеческого капитала, как работники фонда.

[29] Этот интерес, как представляется, должен быть адекватен в первую очередь социальному характеру целей деятельности фонда и значимости пенсии как источника средств к существованию для участников. Действительно, пенсией в силу ее природы во многом гарантируется не только конституционное право на достойную жизнь, но и вообще их право на жизнь. Вопрос о том, насколько часто на практике характер реального интереса участника соответствует указанному социальному интересу, оставляется здесь открытым.

[30] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации часть первая (постатейный) / А.К. Губаева, Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; Отв. ред. Н.Д.Егоров, А.П.Сергеев - 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2006 (комментарий к статье 49 – автор И. В. Елисеев).

[31] Безвозмездной - в плане отсутствия встречной передачи имущества, а не встречного получения некоторых немущественных (моральных) благ.

[32] С. М. Ковалевский. Институт некоммерческих организаций: правовые аспекты // Кодекс-info, 1999, № 9. С.7.

[33] Абзац 4 пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2003 № 2-О.

[34] Постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 16 сентября 2004 года по делу № Ф09-3007/04ГК.

[35] См.: Гражданское право. Часть 1/Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. - М., 1995. - С.146 (автор Д. А. Медведев); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации часть первая (постатейный) / А.К. Губаева, Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; Отв. ред. Н.Д.Егоров, А.П.Сергеев - 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2006 (комментарий к статье 116 – автор И. В. Никифоров).

[36] С. М. Ковалевский. Институт некоммерческих организаций: правовые аспекты // Кодекс-info, 1999, № 10. С.8.

[37] Как представляется, значительную часть того, что сказано в настоящей статье по поводу организационно-правовой формы фонда и, в частности, ее близости к организационно правовой форме потребительского кооператива, можно сказать и в отношении такой некоммерческой организации, как общество взаимного страхования. Отметим, что на близость форм потребительского кооператива и общества взаимного страхования было указано уже в 1998 году Н. С. Ковалевской в учебнике: Коммерческое право. Часть 2. Под ред. В. Ф. Попондопуло и В. Ф. Яковлевой, в главе, посвященной правовому регулированию страховой деятельности.

[38] В отношении такой корпорации лиц как кредитный потребительский кооператив Конституционный Суд Российской Федерации характеризует ситуацию, возникающую в связи с увеличением числа его членов, следующим образом: «… Предоставление неограниченному кругу лиц возможности стать членами кредитного потребительского кооператива может повлечь снижение прозрачности финансовых потоков, эффективности организационных и управленческих функций, ухудшение контроля за деятельностью кооператива, повышение рисков личных вложений, а в конечном итоге привести к нарушению интересов граждан - членов кооператива…» (абзац 4 пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2003 № 2-О).

[39] Абзац 4 пункта 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2003 № 5-П.

[40] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2003 года № А05-8009/02-81/9.

[41] Ю.В.Щербакова. К вопросу о министерстве как юридическом лице // Законодательство и экономика, 2003, № 10.

[42] О волеобразовании и волеизъявлении, а также о внутреннем контроле за этими процессами, осуществляемыми органами управления юридического лица, см. например в работах Б.Б. Черепахина: Волеобразование и волеизъявление юридического лица; Органы и представители юридического лица / Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву - М. 2001; а также в работе: А. А. Иванов. Государство как субъект гражданского права // Кодекс-info, 2002, № № 1-2.

[43] Статья 28 Закона о фондах.

[44] См. по этому поводу: М.А.Ковалевский. Правовой режим и правовой статус фондов: от целевого источника имущества к субъекту права // Кодекс-info, 2000, № 1. С. 20.

[45] Пункты 8 и 10 Положения о нормативном размере страхового резерва и порядке его формирования и использования, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2004 года № 55.

[46] М. А. Ковалевский. Природа уставного капитала акционерного общества – М., 1997.

[47] Как читать балансовый отчет / Международная организация труда: Пер. с англ. – М., 1992. С. 82 и др.

[48] Представляется, что эти гарантии необходимы не только для деятельности фонда в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, но и для иные видов его деятельности, разрешенных Законом о фондах.

[49] В этом случае необходимо дать учредителю право голоса в волеобразующем органе фонда – его совете, пропорционально размеру его вклада.

[50] Включение в закон такого правила является не очень желательным в виду: (а) возникающих в этом случае трудностей отграничения организационно-правовой формы негосударственного пенсионного фонда от таких форм коммерческих организаций как хозяйственные общества, (б) необходимости внесения изменения в ГК Российской Федерации, устанавливающий что к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся в частности благотворительные и иные фонды (пункт 3 статьи 48), либо формирования правоприменительной практики, признающей возможность существования для негосударственных пенсионных фондов особенностей, конфликтующих с нормами ГК Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: