Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном порядке на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (абз. 1 п. 1 ст. 117 ГК). Общими признаками общественных и религиозных организаций (объединений) являются: а) это объединения граждан; б) цель создания объединения – удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей; в) общность интересов объединяющихся граждан в сфере духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое регулирование организации и деятельности общественных и религиозных объединений осуществляется нормами ГК, федеральных законов: Закона «Об общественных объединениях», Закона «О свободе совести», Закона «О профессиональных союзах» и т.д.

Понятие «духовные потребности» охватывает широкий круг явлений, исчерпывающий перечень которых дать невозможно. Довольно часто этим термином обозначают религиозные потребности граждан, что является неоправданным сужением содержания данного понятия. В широком смысле «духовное» противопоставляется «телесному». Духовные потребности – это потребности из мира идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Насколько разнообразны духовные потребности, настолько разнообразны общественные и религиозные организации (объединения), создаваемые для их удовлетворения. Причем следует учесть, что довольно часто удовлетворение духовных потребностей в той или иной степени сочетается с удовлетворением потребностей материальных, например, в деятельности таких общественных организаций как Союз писателей, Союз композиторов или профессиональные союзы. Религиозные организации (объединения) через совершение соответствующих обрядов призваны удовлетворять потребности граждан в вере, в приобщении к иррациональным представлениям о сущем, в эмоциональном отрешении от действительности. В создании и функционировании религиозных организаций реализуется ст. 18 Всеобщей декларации прав человека ООН и ст. 28 Конституции РФ.

Духовные и иные нематериальные потребности граждан настолько многообразны, что законодательное регулирование специальными актами объединений, создаваемых для их удовлетворения, осуществляется лишь по наиболее важным направлениям. При этом Закон «Об общественных объединениях» является общим законом по отношению к специальным законам, касающимся отдельных видов организаций – политических партий, профсоюзов, союзов лиц творческих профессий и т.п.

Ст. 7 названного закона содержит закрытый перечень организационно-правовых форм общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Однако некоторые формы остались за рамками этого перечня. Общественным объединением граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, названа национально-культурная автономия в Федеральном законе от 22 мая 1996 г. «О национально-культурной автономии».

Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие юридические лица, которые также являются общественными объединениями. Учредителей должно быть не менее трех. Учредители (и граждане, и юридические лица) имеют равные права и равные обязанности.

В составе общественного объединения следует различать членов объединения и его участников. Членство имеет, формальный характер – оно, оформляется индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов в целях обеспечения их равноправия и реализации прав и обязанностей, предусмотренных уставом. Участники связаны с объединением тем, что они выразили свою поддержку целям объединения, его конкретным акциям, они не обязаны формально подтверждать свое участие в объединении, если это прямо не предусмотрено уставом.

Согласно ст. 31 Закона «Об общественных объединениях», источниками формирования имущества объединения являются вступительные и членские взносы, если это предусмотрено уставом (например, для политической партии или профсоюза), добровольные взносы и пожертвования, поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, аукционов, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, внешнеэкономической деятельности, любых других, не запрещенных законом мероприятий.

Общественная организация представляет собой добровольное общественное объединение граждан, основанное на членстве в целях защиты общих интересов и достижения уставных целей. Добровольность объединения предполагает свободное сознательное волеизъявление. Поэтому речь может идти лишь о дееспособных гражданах, осознающих общность своих интересов в удовлетворении духовных или иных нематериальных потребностей. В связи с этим предусмотренное ст. 6 и 7 Закона «О свободе совести» право религиозных объединений, в том числе религиозных групп «осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» касается именно последователей, т.е. лиц, которые сознательно избрали для себя ту или иную религию. Представляется сомнительным предоставление родителям права воспитывать своих детей в религиозном духе, хотя бы и с учетом «права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания» (п. 2 ст. 5 указанного закона).

Для создания общественной организации требуется не менее трех учредителей, для религиозной – не менее десяти. Законами об отдельных видах общественных объединений может быть предусмотрено иное число учредителей.

Высшим руководящим органом организации является съезд (конференция) или общее собрание ее членов, которые создают исполнительный орган. Он должен быть коллегиальным (президиум, правление и т.п.), а его руководитель является единоличным исполнительным органом, например, председатель политической партии.

Общественная организация является собственником имущества, создаваемого, прежде всего за счет членских взносов граждан и юридических лиц, а также за счет иного имущества, которое участники передают в собственность организации. Относительно общественных и религиозных организаций закон подчеркивает, что члены этих организаций не отвечают по их обязательствам, а сами организации не несут ответственности по обязательствам своих членов. Имущественные отношения между общественной или религиозной организацией и ее членами складываются на началах полной добровольности. Даже уплата членских взносов не основывается на гражданско-правовом обязательстве, и, следовательно, невозможен иск об их взыскании. Единственным последствием для неплательщика может быть исключение из организации. Сточки зрения ГК, членские взносы могут рассматриваться как пожертвования, которые делаются с определенной целью (ст. 582). Цель эта состоит в обеспечении нормального функционирования организации соответственно задачам, одобряемым участником, уплачивающим членские взносы.

Пополнение имущества возможно и в связи с предпринимательской деятельностью общественной организации. Предпринимательская деятельность должна быть дополнительным источником средств для обеспечения основной деятельности, но не должна выходить за рамки целей и задач, предусмотренных учредительными документами организации. Кроме непосредственной организации предпринимательской деятельности под своим именем, общественные и религиозные организации, будучи юридическими лицами, вправе быть учредителями хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере – коммандитных товариществах (п. 4 ст. 66 ГК). Закон не требует, чтобы цели хозяйственных обществ и товариществ на вере, участниками которых являются общественные и религиозные организации, соответствовали целям, провозглашенным этими организациями.

Закон исходит из того, что участники общественных и религиозных организаций связаны между собой не только единой целью, но также организационно, хотя формальное членство в ряде случаев не требуется (например, в религиозной организации). В то же время, Закон «Об общественных объединениях» указывает на ряд общественных объединений, в которых организованное членство не существует. Это общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Каждое из перечисленных общественных объединений может приобрести права юридического лица, если пройдет государственную регистрацию, но может существовать, не приобретая свойств юридического лица. В абз. 3 ст. 9 этого закона, например, указано: «В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом». Не имеет членства и такое общественное объединение, как национально-культурная автономия.

Участники общественного движения на своем съезде (конференции) или общем собрании создают постоянно действующий руководящий коллегиальный орган, который «осуществляет права юридического лица от имени движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом» (ст. 9 закона). Приведенная формулировка означает, что общественное движение является некоммерческим юридическим лицом, а руководящий коллегиальный орган следует рассматривать как орган юридического лица. Общественное движение создается для достижения социальных, политических или иных общественно полезных целей. Имущество общественного движения может быть создано за счет добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также за счет предпринимательской деятельности, которая может организовать движение на тех же условиях, что и любая другая некоммерческая организация.

Фонды

Статья 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» называет фондом не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, культурные, благотворительные, образовательные или иные общественно полезные цели. Одним из видов некоммерческих фондов признается общественный фонд, упомянутый в ст. 10 Закона «Об общественных объединениях», который аккумулирует имущество для его использования на общественно полезные цели.

Термин «фонд» многозначен: это и обозначение капитала (уставный фонд акционерного общества), и иных материальных ценностей, имеющих определенное назначение (семейный фонд сельскохозяйственного предприятия), и особая организация, близкая по своей природе учреждению. Пункт 3 ст. 50 ГК не дает определения фонда, упоминая лишь, что некоммерческие организации могут создаваться в форме благотворительных и иных фондов. Тем самым определено лишь одно из возможных направлений деятельности фондов. Статья 10 Закона «Об общественных объединениях» упоминает и об иных видах фондов – частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и «других», деятельность которых может регулироваться соответствующим законом о фондах. Такого закона пока нет. Регламентация положений, касающихся благотворительных фондов, осуществляется Законом «О благотворительной деятельности».

Признаки фонда – отсутствие членства и создание имущественной базы за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является собственником переданного ему имущества и обязан использовать его в соответствии с уставными целями. Учредители не отвечают по долгам фонда, а фонд не несет ответственности по обязательствам учредителей. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между учредителями. Закон «О благотворительной деятельности» устанавливает, что при ликвидации благотворительной организации (в том числе, благотворительного фонда) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом.

В соответствии со своей специальной правоспособностью фонд вправе использовать имущество только для целей, определенных в уставе. Предпринимательская деятельность может осуществляться фондом лишь при условии, что она соответствует его целям и необходима для достижения предусмотренных уставом общественно полезных целей. Недопустимо положение, когда фонд, призванный, согласно уставу, содействовать развитию физкультуры и спорта, занимается торговлей спиртными напитками и табачными изделиями. Благотворительный фонд вправе учреждать хозяйственные общества, но не может участвовать в них совместно с другими лицами. Это ограничение установлено исключительно для благотворительных фондов, но его реализация возможна лишь в том случае, когда благотворительный фонд выступает в роли единственного учредителя акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

В Законе «О некоммерческих организациях» нет указаний по поводу органов управления фондом, но в Законе «О благотворительной деятельности» говорится, что высшим органом управления благотворительной организации (в том числе фонда) является коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом. Для фондов специальным надзорным органом является попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью фонда, за принятием решений другими органами фонда и обеспечением их исполнения, за использованием средств фонда, за соблюдением законодательства (п. 3 ст. 7 Закона «О некоммерческих организациях»). Попечительский совет действует на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета должен быть определен учредителями фонда в уставе. Попечительский совет принимает решения по всем вопросам принципиального характера, входящим в круг деятельности фонда. Попечительский совет не является органом, осуществляющим непосредственное управление делами фонда, для этого создаются исполнительные органы – правление, дирекция и т.п. Работники исполнительных органов фонда, как правило, состоят с фондом в трудовых отношениях, но могут работать на общественных началах. Член попечительского совета не вправе одновременно исполнять функции исполнительного органа. Как установлено законом, главная функция попечительского совета – надзор за деятельностью других органов фонда.

Реорганизация и ликвидация фондов производится по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Статья 11 Закона «О благотворительной деятельности» установила в этом отношении ограничения для благотворительных фондов – они не могут быть преобразованы в хозяйственные товарищества или общества. Особенность ликвидации фондов определена п. 2 ст. 119 ГК – фонд может быть ликвидирован только решением суда, вынесенным по заявлению заинтересованных лиц. Ликвидация фонда по решению его органов не допускается. Примерный перечень оснований для ликвидации фонда приведен там же: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей и нереальность получения необходимого имущества; недостижимость целей фонда и невозможность изменить их; уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; иные случаи, предусмотренные законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: