Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

Закон N 294-ФЗ и Регламент устанавливают права работодателя при проведении выездной проверки.

1. Работодатель имеет право получить уведомление от органа государственного или муниципального контроля о предстоящей проверке:

- плановой - не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 46 Регламента). Такое уведомление производится посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;

- внеплановой выездной - не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 72 Регламента). Уведомление о проведении проверки производится любым доступным способом (например, факсограммой).

Уведомление о проверке работодателю следует незамедлительно зарегистрировать в книге регистрации входящей корреспонденции. Это необходимо для того, чтобы подтвердить соблюдение сроков уведомления, которые могут не соответствовать установленным Законом N 294-ФЗ.

Юридическое лицо (работодатель) не уведомляется о внеплановой выездной проверке, если основаниями для ее проведения являются:

- обращение (заявление) работника о нарушении работодателем его трудовых прав (ч. 9, абз. 4, 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, абз. 4 п. 72, абз. 5 п. 69 Регламента);

- возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан (ч. 16, 17 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абз. 4 п. 72, абз. 4 п. 69 Регламента).

2. Работодатель имеет право потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абз. 2 п. 47, абз. 2 п. 82 Регламента).

3. Работодатель вправе получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, абз. 1 п. 47, абз. 1 п. 82 Регламента).

Такую копию должностные лица, проводящие проверку, вручают руководителю (представителю) организации под роспись.

В приказе (распоряжении) должно быть указано следующее:

- полномочия лиц, проводящих проверку;

- цели, задачи и основания проведения проверки;

- виды и объем мероприятий по контролю;

- состав экспертов, представители экспертных организаций, привлекаемых к проверке;

- сроки и условия проведения проверки.

Типовая форма распоряжения или приказа о проведении проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.

4. Работодатель может потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в пп. "а", "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).

5. Работодатель вправе запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

Сведения предоставляются для подтверждения полномочий лиц, осуществляющих проверочные мероприятия. При необходимости работодатель может позвонить в организацию, из которой прибыл проверяющий, и уточнить, работает ли он в указанной должности в этой организации.

6. Работодатель вправе присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам (п. 1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, абз. 2 п. 8 Регламента). Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 18 Закона N 294-ФЗ. В ней установлено, что проверяющие не должны препятствовать руководителю (другому должностному или уполномоченному лицу) организации присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения.

Если при проведении плановой или внеплановой выездной проверки руководитель организации (иное должностное лицо или уполномоченное лицо) отсутствует, то органы государственного или муниципального контроля не вправе осуществлять проверочные мероприятия (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

Выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица). Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию, предусмотренному пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Такое правило установлено в п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ.

7. Работодатель имеет право обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, которые юридическое лицо использует при осуществлении деятельности.

8. Работодатель вправе отказаться от оплаты мероприятий по контролю. Основание - п. 8 ст. 3 Закона N 294-ФЗ. Пунктом 7 ст. 15 данного Закона запрещена выдача юридическим лицам предписаний или предложений о проведении контрольных мероприятий за их счет.

9. Работодатель имеет право ознакомиться с результатами проверки. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. 1 п. 61 Регламента после проверки составляется акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) должен поставить свою подпись. Таким образом подтверждается, что работодатель ознакомлен с результатами проверочных мероприятий.

10. Работодатель вправе требовать от проверяющих сделать запись в журнале учета проверок, который юридические лица обязаны вести в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.

11. Согласно ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. 1 п. 63 Регламента работодатель может представить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения представляются в соответствующий орган государственного или муниципального контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки.

Если организация может представить документы, подтверждающие обоснованность возражений, то к акту следует приложить заверенные копии таких документов (абз. 1 п. 63 Регламента).

12. В силу п. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, п. п. 103, 120 Регламента работодатель вправе обжаловать в административном и (или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение его прав. Для этого он может обратиться в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 254 ГПК РФ).

Работодатель вправе оспорить применение административного наказания по результатам проверки. Для этого нужно представить документы или иные аргументы, подтверждающие, например, нарушение порядка проведения проверки.

13. Работодатель может обратиться в суд с иском о взыскании вреда (в том числе упущенной выгоды), причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, которые были признаны неправомерными (ст. 22 Закона N 294-ФЗ).

Законом N 294-ФЗ и Регламентом предусмотрены следующие обязанности работодателя при выездной проверке.

1. Работодатель обязан предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абз. 7 п. 8 Регламента), только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка.

Факт передачи оригиналов документов для проверки целесообразно оформлять письменно, например в виде акта приема-передачи или описи, где необходимо указать названия документов, их реквизиты, количество листов. Опись (акт приема-передачи) подписывает руководитель организации (уполномоченный представитель) с указанием должности, расшифровки подписи, даты и времени передачи. Представителем может быть работник данной организации, которому выдана соответствующая доверенность.

Кроме того, необходимо, чтобы акт (опись) был подписан должностным лицом, проводящим проверку, в подтверждение того, что им получены соответствующие документы.

Опись целесообразно составлять в двух экземплярах: один остается у организации, а другой передается вместе с документами. Наличие такого акта (описи) является доказательством надлежащего исполнения организацией обязанности по предоставлению документов.

При передаче документов проверяющему работодатель должен руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, предусмотренным ст. 88 ТК РФ. Так, в акте (описи) необходимо указать, что передаваемые данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, т.е. для мероприятий по контролю (надзору).

2. Руководитель организации-работодателя обязан лично присутствовать при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда (ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ, абз. 9 п. 8 Регламента).

3. Работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту (абз. 8 п. 8 Регламента).

4. Работодатель обязан вести журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.

Ситуация из практики. Как поступить руководителю, если в приказе о проведении проверки указано наименование коммерческой организации, отличное от закрепленного в уставе?

В данной ситуации работодателю следует указать проверяющему на это несоответствие, а также пояснить, что в акте, который должен быть составлен после проведения проверки, данный факт будет отражен. В этом случае результаты проверки могут быть признаны незаконными.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с обязательного ознакомления руководителя (иного должностного лица) организации с распоряжением (приказом) о назначении выездной проверки. Типовая форма распоряжения (приказа) о проведении проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.

В этой форме указывается полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица. Наименование юридического лица определяется уставом (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Распоряжение (приказ) о проведении проверки должно содержать наименование юридического лица, которое указано в уставе.

То есть если в приказе о проведении проверки наименование не соответствует тому, которое указано в уставе, формально руководитель может не выполнять требования должностного лица о предоставлении необходимых документов.

Следует отметить, что нормативными актами не закреплено право должностных лиц вносить изменения в приказ о проведении проверки. Иными словами, зачеркивание (исправление, дополнение) в приказе (распоряжении) каких-либо сведений не допускается. В случае внесения исправлений работодатель должен отразить это в акте проверки и возражениях по нему, которые направляются в соответствующий орган государственного или муниципального контроля. Необходимо учитывать, что Закон N 294-ФЗ не содержит запрета на внесение изменений в распоряжение или приказ о проверке.





Подборка статей по вашей теме: