Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания

Условие задачи – первое предложение. Далее вопросы: Почему искусство считают одной из форм познания объективного мира + необходимо указать две особенности этой формы познания.

Попробуйте объяснить кому-нибудь, что такое любовь. Найдите такие слова, чтобы человек вас понял и захотел немедленно испытать тот самый душевный трепет, о котором вы ему рассказали. А хотите усилить впечатление? Прочитайте ему стихи о любви под волнующую музыку, посмотрите вместе фильм. Вы понимаете, для чего это лирическое отступление? Да, правильно, в жизни, действительно, есть масса «вещей», о которых проникновенно и с чувством можно говорить только языком искусства. А уж особенности этой формы познания вообще ни с чем нельзя перепутать: образное выражение, язык символов, индивидуальный почерк автора, неповторимость, уникальность произведения, условный характер.

Обратите внимание, когда мы отвечали на вопрос, по меньшей мере, подсказки второй его части (особенности познания средствами искусства) были заложены уже в самой формулировке задания: художественный вымысел (то есть условный характер, образы), …именно в таком виде нет, не было… (то есть уникальность, неповторимость).

Алгоритм выполнения этого вида задания:

1. Внимательно прочитайте условие, выясните на какие вопросы Вам надо ответить;

2. Поищите в условии полезную информацию, которая окажет вам помощь в решении задачи («подсказки»);

3. Определите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос;

4. Сконцентрируйте усилия Вашей памяти (в процессе подготовки пользуйтесь учебной и дополнительной литературой) по поиску информации именно в этом контексте, не отвлекаясь на похожие проблемы;

5. Просмотрите Ваши аргументы еще раз, проверьте, соответствуют ли они поставленным вопросам, сравните количество аргументов и вопросов (они должны соответствовать друг другу).

Ну что же, мы постепенно подбираемся к концу нашего «путешествия».

Следующее задание – С8 - достаточно «молодое» (ему 2 года), но и достаточно трудное. Казалось бы, небольшая проблема – составить план по заявленной теме. Вот здесь как раз и находится «подводный камень».

Тема вам, естественно, заранее не известна. Поэтому, можно ожидать практически чего угодно. Какое-то понимание, конечно, присутствует, в любом случае тема находится в рамках обществоведческого курса. А дальше я предлагаю Вам справляться с этой проблемой, учитывая приобретенные умения работы с текстом (конспектирование, выделение смысловых частей, главных мыслей, их формулировка в заданном контексте).

Ни в коем случае нельзя пользоваться приемом Скарлет О΄Хара: «Я подумаю об этом завтра». В вашем случае «завтра» это еще один шаг навстречу своему профессиональному будущему, и я не советую относиться к этому с легкостью героини знаменитого романа «Унесенные ветром» (посмотрите, в предыдущем задании мы с вами уже говорили о художественном вымысле, образности, символизме; а сейчас речь идет о Вашем самоопределении, поэтому доверяйте опыту ваших родителей и учителей).

Условие задания С8 предусматривает составление сложного плана. Что это значит? Не менее 3-х пунктов плана, с двумя развернутыми подпунктами.

Пункты плана должны демонстрировать уровень Ваших знаний по заявленной теме, то есть Вы не вправе ограничить себя формулировками типа: «Понятие «воинская обязанность»; «Понятие «общество»; «Формы познания»; «Виды социального контроля». Эксперт ДОЛЖЕН БЫТЬ УВЕРЕН в Ваших знаниях. С целью произвести благоприятное впечатление (читай: максимальное количество баллов), следует формулировки плана выстроить иначе. Например: «Воинская обязанность – долг и обязанность гражданина РФ»; «Общество как обособленная от природы, но тесно связанная с ней, часть мира»; «Формы познания: чувственное и рациональное»; «Виды социального контроля: внешний и внутренний» и т.п.

Развернутые подпункты означают, что Вы должны раскрыть основную характеристику вопроса с помощью дополнительных уточнений. Например: «Чувственное познание: а) ощущение; б) восприятие; в) представление»; «Типы экономических систем: а)традиционная; б) командная; в) рыночная; г) смешанная».

Хочу предостеречь вас от подобного рода планов (которые не так уж редко встречаются экспертам):

1. Понятие «общество»;

2. Виды общества;

3. Характеристики общества;

4. Значение общества.

5. Роль общества в современной жизни общества.

Конечно, рассмотренный пример несколько утрирован. Но, поверьте, ненамного.

НЕ СЛЕДУЕТ НАДЕЯТЬСЯ на непрофессионализм или хорошее настроение экспертов! НЕ НАДО ВЫЗЫВАТЬ ЖАЛОСТЬ подобного рода просьбами: «Поставьте мне, пожалуйста, высокий балл». Куда как более эффективно будет выглядеть план с выполненными требованиями и корявыми (!) формулировками. Мы с Вами не находимся на конкурсе ораторского искусства. Еще раз повторяю, эксперт хочет увидеть Вашу информированность по той или иной проблеме. Пусть Ваш ответ не выглядит гладко и причесанно, зато там явно присутствует проблеск мысли. Только в этом случае Вы можете надеяться на положительный результат.

А теперь, «скелет» плана, на который вы уже должны самостоятельно нарастить недостающие «мускулы»:

  1. Что такое …?(Понятие…)

2. Виды…

Формы…

Функции…

Признаки…

Характерные черты…

Типы…

Уровни…

Пути решения проблемы…

Методы…

3.Значение…

4.Роль …в современном мире.

5.Роль … в современной России.

Мы, наконец, подошли к завершающему этапу нашего общения. Задание С9 – эссе. Совершенно не сомневаюсь в том, что для вас оно не только в разряде самых сложных, но и самых нелюбимых. Еще бы: надо раскрыть смысл высказывания, привести примеры, аргументы, оперировать понятиями. Столько всего, что даже само перечисление уже кажется слишком трудным для реального воплощения на бумаге этой задачи. Но известно, «не так страшен черт, как его малюют»!

Я готова услышать Ваши стенания по поводу того, что заработать максимальный балл (5) по этому заданию очень сложно. Но ничего невозможного нет! В крайнем случае, давайте согласимся на 4 балла (только в самом крайнем случае, никак иначе).

Поясню, почему я уверена в этом. Дело в том, что принципы написания эссе вам не только известны с 5-6 класса, но и ваши учителя неоднократно прибегали к такому методу проверки ваших знаний и во время устного, и письменного опроса. Правда, это не было эссе в его цельном состоянии и варианте, а лишь отдельные элементы (Как ты думаешь, что хотел сказать автор? Какой вывод можно сделать из... Докажи свое мнение… и т.п.)

Но такой опыт как раз нам и пригодится, остается просто собрать все в одно целое. Хотя, конечно, в данном случае я немного лукавлю, НЕ ПРОСТО! Только не отказывайтесь, оглянитесь, какой путь мы уже прошли, осталось стиснуть зубы, сделать последний рывок, чтобы, наконец, преодолеть эту вершину.

Многие авторы методических пособий по обществознанию советуют внимательно прочитать все обозначенные варианты высказываний (их 6) в вашем КИМе, понять, по какой именно теме вы чувствуете силы рассуждать (имея за плечами и определенный багаж знаний). И если вам кажется, что понимаете ту проблему, которую хотел донести до вас автор, тогда стоит браться за дело.

Целиком и полностью согласна с предложенным методом выполнения задания. Единственное, что хочется посоветовать: не на самом экзамене, а задолго до него выберите для себя одну-две содержательных линии (например, «социология», «философия» и т.д.) и практикуйте свои возможности по написанию эссе здесь. Чем больше эссе Вы напишите в том или ином направлении (по разным высказываниям, естественно), тем больше вероятности, что это задание на экзамене не вызовет у Вас глубокий душевный трепет, комок в горле, слезливость и другие подобного рода эмоции.

Итак, вспомним структуру написания эссе:

1. Раскрыть смысл высказывания, показать свое отношение к авторской мысли;

2. Привести примеры, аргументы, используя обществоведческую терминологию в рамках темы;

3. Сделать вывод.

Теперь по порядку. Смысл высказывания подразумевает перефраз авторской мысли. Начинать можно примерно следующим образом: «Автор данного высказывания имел в виду, что..; хотел сказать, что..; обратил наше внимание на проблему...».

Например: «Общество - не простая группа индивидов, но система…». Э. Дюркгейм (социология).

Определяем смысл высказывания: Основная мысль, высказанная известным французским социологом, заключается в том, что такой сложный социальный организм как общество существует, развивается, изменяется на основе взаимосвязи и взаимодействия людей и различных сфер общественной жизни.

Далее высказываем свое отношение к проблеме: «Я согласен с автором, потому что...»; «Позволю себе не согласиться с автором, так как…»; «Мне кажется, это спорный вопрос, потому что с одной стороны..., а с другой …».

В нашем высказывании это будет звучать примерно так: С мнением автора трудно не согласиться. В переводе с греческого «система» - единое целое, состоящее из частей. И если мы представим общество в виде системы, то социальные группы, отдельные индивиды будут выступать в качестве частей, а состояние целостности обеспечивает многообразие социальных связей, образующих структуру социальных отношений.

Обратите внимание, мы не просто высказываем свое отношение к проблеме. В нескольких предложениях (2-3) поясняем выбранную позицию.

Следующий блок: примеры, аргументы, термины. Они не должны «жить» отдельно друг от друга, стараемся все органично и корректно вплетать в свои рассуждения. В качестве примеров пусть выступают факты из художественной литературы, научные открытия, публицистические сведения. Бытовые примеры, к сожалению, выглядят достаточно бледно и неубедительно («Вот у нас в школе одна девочка …», «Мой друг Николай говорил, что.., но я с ним не согласен…»), в силу отсутствия у Вас серьезного житейского опыта, поэтому в расчет их принимать не следует.

Каждый пример-аргумент находится в системе ваших рассуждений по теме при использовании терминов. Обычно достаточно 5-6 терминов. Не следует все из них тут же в работе расшифровывать. Достаточным показателем для экспертов будет являться уместное их употребление в контексте проблемы и рассуждений, пару терминов можно ненавязчиво пояснить.

Пишем наше эссе дальше: Будучи системой, общество представляет собой не хаотичный набор элементов, а упорядоченную целостность. Если сравнить общество с человеческим организмом, то нетрудно будет понять эту мысль. Допустим, отдельный орган человека (сердце, почки, желудок и т.д.) оказался поражен болезнью, тогда вся система дает сбой или умирает (если речь идет о жизненно важных органах). Так и в обществе. Попробуйте отказаться от какого-то элемента, потребуется найти ему адекватную замену, чтобы не рухнула вся система. А если речь идет о социальных институтах? Они являются важнейшими компонентами общества и обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей людей в воспроизводстве рода, в средствах существования, в безопасности и порядке и т.д. Может ли человек отказаться от знаний, морально-нравственных норм, производственных отношений? Нормального функционирования системы не получится, потому что эти знания и нормы необходимы в повседневной жизни человека, они являются условием его интеграции в общество.

Связи, которые существуют в обществе между людьми, дают возможность их объединения в единый организм. Такие связи называются социальными и могут носить различный характер: 1) социальные контакты, когда можно говорит о соучастии, но взаимодействие отсутствует (пример: обменялись несколькими фразами с другим человеком в очереди); 2) интеракция, т.е. социальные взаимодействия, при котором уже установлены длительные контакты, существует взаимная заинтересованность, происходит обмен действиями (например, ученик – учитель, ребенок – родители); 3) социальные отношения – это уже уровень стабильности, системных связей со взаимными правами и обязанностями.

Развитие социальных отношений может происходить в различных формах: сотрудничества, соперничества, конфликта. Не всегда социальные отношения носят конструктивный характер. Но будучи системой, общество поддерживает свою целостность, реагируя на «сигналы» тем или иным образом. Так, например, негативная реакция человечества на войны вызвала к жизни те международные организации и структуры, которые призваны сохранять мир, в частности, ООН.

Возвращаясь к сравнению общества с человеческим организмом, вспомним такое понятие как рудименты. Рудименты – органы, сохранившиеся у человека, но утратившие свое биологическое значение (третье веко, аппендикс). Равно как и в обществе могут сохраняться длительное время элементы социальных отношений, в существовании которых отпала необходимость. Обычай кровной мести, похищение и выкуп невесты в современном мире не являются условиями нормальной жизнедеятельности, как это было в предшествующие исторические периоды. Обеспечивая условия для своего развития, общество создало правовые механизмы своего существования, заменив тем самым отжившие социальные отношения на новые, более надежные и устойчивые.

И наконец, работа над эссе заканчивается подведением итогов. Проще говоря, делаем вывод, подтверждая еще раз понимание высказанной мысли. Это может быть 1-2 предложения. («Подводя итоги, необходимо отметить…»; «Таким образом…»; «Общий вывод, который можно сделать…»).

Наш вывод: Таким образом, будучи системой, общество обладает всеми характерными для нее особенностями, а условием его существования выступают социальные взаимодействия.

Приведенный пример эссе следует рассматривать как идеальную модель выполнения задания С9. В Вашем же случае текст может быть более простым по содержанию и не столь объемным по форме. Практика показывает, что формат А4 (одна сторона) позволяет выполнить все эти условия при написании обществоведческого эссе.

Вместо заключения.

Помните, в самом начале нашего общения, я сказала, что испытываю искреннюю радость по поводу вашего проявленного интереса к данному пособию. Сейчас можно с уверенностью говорить о чувстве гордости за тех, кто читает и эти строчки.

Если вы выполняли все мои рекомендации, постоянно, в системе, я уверена в вашем успехе на экзамене по обществознанию.

Если же просто пробежали «галопом» по тексту, то надеюсь, что вы все-таки отметили для себя некоторые неожиданные моменты, которые могут помочь в подготовке.

Если же вы бросили читать с самого начала, то… Собственно говоря, мне продолжать мысль не стоит, вас - то здесь все равно нет. А вы, все оставшиеся читатели, не тратьте времени даром, продолжайте работать.

Внимания вам, терпения и УДАЧИ!

Использованные материалы:

1. Единый государственный экзамен 2008. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2007.

2. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы. Пособие для учащихся под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. М., «Просвещение», 2008.

3. http://svetoch1804.narod.ru/Obshestvo.doc

4. shkola5nel.narod.ru›p211aa1.html

5. http://www.psychologos.ru/

Иллюстрации позаимствованы на сайтах:

1. http://filtermaterials.ru/includes/archives/eksperimentalnyi-variant-ege-po-obshestvoznaniyu.html

2. http://donetskoe.narod.ru/index.files/page0005.html

3. http://svetlan-kostina.narod.ru/resultat.html

4. http://mou-1.ucoz.ru/news/4-0-1

5. http://www.tumentoday.ru/2010/05/20

6. http://board.join.ua/show/154271/

7. http://www.maple-valley.k12.ia.us/HTMLpages/news/back/9900/6v8/fda.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: