Основные направления развития информатизации как глобального процесса

Информатизация общества является стратегичес­ким фактором развития цивилизации, который благо­даря особым свойствам информации дает человечеству определенные шансы решить перечисленные выше гло­бальные проблемы и перейти к новой парадигме устой­чивого и безопасного развития. Этот подход в оте­чественной научной литературе наиболее полно раскрывается в работах академика РАЕН А.Д. Урсула [6], который считает, что процесс информатизации не за­вершается после формирования информационного об­щества, а является существенно более глобальным. По его мнению, процесс информатизации будет сохранять­ся также и на других, последующих стадиях развития цивилизации, так как он содержит в себе громадный по­тенциал для раскрытия способностей к интеллектуаль­ному развитию не только отдельного человека, но и всего мирового сообщества.

Общецивилизационное значение развивающегося в последние годы глобального процесса информатиза­ции общества проявляется не только в том, что он охва­тывает все стороны жизни и профессиональной деятель­ности людей. Оно проявляется также и во все большей глобализации наиболее важных аспектов развития че­ловеческого общества.

В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телеви­дения, радиовещания, телефонной связи и средств фак­симильной передачи информации, транснациональных компьютерных информационно-телекоммуникационых систем, использующих высокоскоростные межконти­нентальные супермагистрали. В результате этого на на­шей планете формируется принципиально новая гло­бальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятель­ности новой информационной цивилизации.

Глобальная информатизация общества активно со­действует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются следующие:

- глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разде­ления труда и международных рынков сбыта продукции;

- глобализация науки, проявляющаяся в создании распреде­ленных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а так­же в интенсификации процессов международного обме­на научной информацией, проведении международных телеконференций,

- глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании откры­тых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной ква­лификации;

- глобализация культуры, характерными признаками ко­торой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художествен­ных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.

Результатом развития всех этих процессов, вероят­нее всего, будет все большая глобализация самого чело­веческого общества, которое уже в XXI веке, т. е. всего через 300 лет после кругосветного путешествия Магел­лана, будет все больше ощущать себя единым общепла­нетарным организмом.

Необходимо отметить, что глобальный характер про­цесса информатизации общества и его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Подавля­ющая часть современных политиков и государственных руководителей воспринимают лишь технократическую сторону этого процесса, его влияние на развитие произ­водства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и гео­политические аспекты процесса информатизации. И практически совсем не учитываются его цивилизационные аспекты, хотя именно они являются стратегически наиболее важными по своим последствиям для будущего.

Ведь именно информация представляет тот поисти­не неисчерпаемый ресурс развития, с использованием которого ученые связывают свои надежды на возмож­ное в будущем разрешение многих глобальных проблем человечества. Поэтому нам представляется исключи­тельно важным и актуальным сосредоточить внимание ученых, работающих как в академическом, так и в ву­зовском секторах науки, на комплексном изучении не только различных аспектов процесса информатизации общества, но также самого феномена информации, ее свойств и особенностей как ресурса развития.

Результаты этих исследований должны безотлага­тельно внедряться в систему образования и прежде все­го в систему высшей школы России, а также в систему подготовки и переподготовки ее педагогических кадров. На решение этой задачи в значительной степени и на­целена настоящая монография.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: