Хотя слово "социология", введенное Огюстом Контом, имеет спя внительно недавнее происхождение, несистематизированные наблюде ния и обобщения социологического характера являются столь же древ[ ними, сколь и другие общественные науки. Они содержатся в зНа~ чительном числе древних манускриптов. Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено по отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны. Большинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было позднее названо религией, поэзией, философией, естествознанием и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Многие фрагменты конфуцианских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительность к старшим, благотворительность и взаимность как квинтэссенция социальности, ритуал, церемонии, поэзия и музыка как средства социального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но определенно социологическими. То же самое верно и в отношении ряда текстов даоизма, трудов других китайских социальных философов. Таким же образом многие трактаты древнеиндийских мыслителей, в особенности "Законы Ману", "Бригаспати", "Нарада" и "Установления Вишну", являются крупными социологическими исследованиями, выделяющими повторяющиеся характеристики и отношения, общие для всех или для специфических классов социокультурных явлений[99].
С еще большей уверенностью можно говорить о социологическом крене в трудах греческих, римских и средневековых ученых. Даже мыслители досократовского времени в Древней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит, Пиндар и Протагор, предложили много социологических обобщений. "История Пелопоннесской войны" Фукидида содержит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны и политических режимов, не говоря уже о его дедукциях по поводу отношений между различными классами социокультурных явлений. "Государство" Платона, его "Законы" и некоторые диалоги, такие, например, как "Политик", так же как "Политика" Аристотеля и в меньшей степени "Никомахова Этика", являются крупными произведениями по общей и специальной социологии, что подтверждается их анализом дружбы как особого типа социальности, дифференциации и стратифика ции. Дальнейшее доказательство социологического содержания этих произведений можно найти в их общих теориях революции, исследова нии циклов в эволюции политических режимов, корреляций между типа ми личности, культуры и политическими укладами и т. д. В "Истории Полибия содержится социологический анализ. Работы Страбона, Вар- рона, Цицерона, Лукреция, Колумеллы, Птолемея, многих менее извест ных авторов, таких, как историки Дикеарх, Флор и Диодор Сицилийский, риториков Цензорина, Цельза, Секста Эмпирика, поэта от наук** Марка Манилия и других авторов, столь же плодотворны в социологи ческом отношении. Особенно велик был вклад выдающихся римских
^объединенных
нный анализ и определение всех основных социальных институтов 3оЙДе ых форм социальных отношений: брака, семьи, государства, и?°Нвенности и владений и т. д.1 Социологические исследования были сзлжены Августином, Иринеем и другими отцами церкви, работы ГФОД так же> как и работы других средневековых мыслителей (напри- котор^ гена> Исанна Солсберийского, Йоахима де Флора), юристов
ластиков (^пример, Данте, Пьера дю Буа, Марсильо из Падуи,
а ^берта Великого, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Николая Ку- - ского и других), содержат ряд социологических наблюдений и обоб- За*ний в различных областях социологического знания. Большинство ^ебников игнорирует средневековье, как будто в нем не было ни поли тических, ни экономических, ни социологических, ни философских те- ооий. На самом же деле оно гораздо богаче работами во всех этих областях, чем обычно думают, и нуждается в более тщательном исследовании, чем то, что предпринималось до сих пор2.
Однако до XIV века социология едва ли представляла собой систе матическую дисциплину. Такой вид она приобрела с написанием в XIV веке "Исторических пролегомен" (1377) великим арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном (1332—1406). В этом об ширном труде Ибн Халдун всесторонне рассмотрел почти все основные проблемы современной общей и специальной социологии в условиях кочевых и цивилизованных обществ. Большие куски этой работы кажутся вполне современными и в настоящее время. Вместе с Платоном, Аристотелем, Вико и Контом Ибн Халдун бесспорно является одним из отцов — основателей социологии (также, как, впрочем, и научной истории). К несчастью, работа Ибн Халдуна оставалась неизвестной западным ученым вплоть до начала XIX века.