Тема 5.1. Общество и его структура
Лекция
Череповец, 2004
Тема 5.1. Общество и его структура
Содержание лекции.
Общество как объект социального познания. Философские основания построения теоретической модели общества: современные альтернативы (позитивизм, исторический материализм, экзистенциализм), возможности и границы концептуального взаимодополнения и синтеза. Многообразие факторов общественного развития. Место и роль вооруженного насилия в истории общества.
Формационное, цивилизационное и культурологическое основания модели общества. Законы общественного развития как законы деятельности социальных субъектов. Общество как продукт деятельности людей.
Диалектика объективного и субъективного в истории. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Понятие социального субъекта и его типология. Источники и движущие силы общественного развития. Виды социальных противоречий и их классификация. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость.
|
|
Общество как целостная саморазвивающаяся система. Уровни организации общественной системы как оформление и закрепление многообразия форм социального опыта действующего человека: материально-производственного, социально-политического, духовного. Человек в системе социальных связей. Структура материально-производственной жизни общества, ее предназначение и функции, критерии развития. Социально-политическая система и ее структура. Гражданское общество и государство. Проблема прав, свобод, обязанностей и ответственности субъектов общества, ее решение в социально-политической сфере. Духовная жизнь общества как система его духовных институтов, как единство общественного сознания, духовных отношений и духовной практики.
Вопросы лекции
1. Философское осмысление общества
2. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь
* * *
Человеческое познание подчиняется общим закономерностям, однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.
Специфика этого вида познания заключается, прежде всего, в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и объектами, на которых направлено познание. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.
|
|
Общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы, а с другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе
- действуют как социальные, так и индивидуальные силы;
- присутствуют как материальные, так и идеальные, как объективные так и субъективные факторы;
- имеют значение как чувства, страсти, так и разум, как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей;
- различные внутренние его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей.
Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.
К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т.е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания - человеком с его внутренним миром.
Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.