Научное знание отличается от других видов человеческого знания своей объективностью, непротиворечивостью, проверяемостью, точностью, обоснованностью и рядом других признаков. Наука играет все более важную роль в современном обществе. Она является основной формой человеческого познания. Общие правила научного познания гласят: ничто не должно приниматься за истину, пока не станет очевидным; проблемные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько необходимо для их разрешения; начинать исследование следует с самых простых для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей сложных; ученый должен останавливаться на всех подробностях, не пропуская ничего.
Принято выделять два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Задачей эмпирического познания является описание внешних связей и сторон предметов и явлений, а основной формой получаемого знания является эмпирический научный факт. Группа фактов может стать основой выведения эмпирического закона. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, проникновение в сущность познаваемого, его внутренних связей, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов, научных теорий, раскрывающих сущность познаваемых объектов. Соответственно выделяют как основные эмпирические и теоретические методы познания. Наряду с ними выделяют универсальные методы научного познания: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.
Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в целое (систему). Дедукция (выведение) – выведение частного из общего. Индукция – метод рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Метод аналогии (традукция) позволяет на основе сходства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве и по другим признакам. Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем на основе изучения их моделей (реальных или идеальных – математических, компьютерных). Абстрагирование – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от несущественных. Идеализация – процесс мысленного конструирования понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для имеющих прообразы в реальном мире («точка», «идеальный газ»).
По степени систематизации эмпирические знания фрагментарны, а теоретические знания дают более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта.
Основными принципы научного познания:
1. Принцип причинности (каузальности). Он означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет определенные основания – причины, а вызываемые ими изменения являются следствиями. Задача науки заключается в установлении причинно-следственных связей. Следует оговориться, что современная концепция науки допускает и возникновение беспричинных явлений.
2. Принцип относительности научного знания. Любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями науки в данный исторический момент.
3. Принцип объективности, адекватного отражения действительности.
5. Принцип проверяемости. Если знание невозможно проверить, оно не может быть признано научным.
6. Принцип рационалистической обоснованности.
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются наблюдение, измерение, эмпирическое описание, эксперимент, систематизация, классификация. Наблюдение есть целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, их внешних свойств и признаков. Оно опирается на ощущение, восприятие, представление. Итогом его является эмпирическое описание, фиксируемое с помощью языка или другой системы знаков. Измерение ставит целью получение количественных данных. Эксперимент – метод изучения явлений, осуществляемый в строго заданных условиях. При проведении эксперимента зачастую исследуются отдельные свойства изучаемого объекта. Выделяют следующие виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый) эксперимент, направленный на выявление новых данных; 2) проверочный (контрольный), в ходе которого осуществляется проверка каких-либо гипотез; 3) мыслительный, в процессе которого заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. Мыслительный эксперимент зачастую относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания, либо характеризуют как связующее звено между ними.
Применение экспериментальных методов научного познания не может быть произвольным. Оно зависит от целей и задач познания. Например, применение эксперимента в социологии ограничено этическими и правовыми нормами, затруднено совпадением субъекта и объекта познания, в истории эксперимент просто невозможен.
К теоретическому уровню научного познания относят методы: проблема, гипотеза, научная теория, закон. Суть проблемы состоит в выявлении, осознании и формулировании противоречий в научном знании. Сущность метода гипотезы заключается в выдвижение и обоснование предположений, с помощью которых можно дать объяснение эмпирическим фактам, не укладывающимся в рамки традиционных объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов, теорий. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют экзистенциальные гипотезы, предположения о существовании явлений, еще неизвестных науке. На основе проверки гипотез формулируется научная теория – логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, выраженное особой системой понятий. Любая научная теория выполняет не только описательную, но и прогностическую функцию, помогая определить направление дальнейшего развития общественных явлений и процессов. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Выделяют следующие виды законов: 1) специфические, или частные; 2) общие для больших групп явлений; 3) всеобщие, или универсальные, законы. Знания, полученные в ходе теоретических исследований и чувственного познания могут быть одинаково истинными.
Для развития научного знания характерны две противоположные, но взаимосвязанные тенденции: дифференциация – разделение, расчленение научного знания на части, научные направления и интеграция – сближение и связь различных частей, взаимное проникновение различных направлений научного знания на основе использования методологии других наук, совместного решения проблем.
Основной особенностью социального познания как разновидности познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Как следствие, получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания. Это во многом объясняет наличие различных, часто противоположных выводов и оценок при рассмотрении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фрагмент состоявшейся действительности. Различают три вида социальных фактов: 1) действия (поступки) отдельных индивидов или социальных групп; 2) продукты материальной или духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения, высказывания, оценки людей (фактом является, например, существование определенного мнения, а не само содержание мнения).
Отбор фактов, а также их интерпретация (истолкование, объяснение) зависят и от мировоззрения исследователя, интересов социальной группы, к которой он принадлежит, поставленных задач. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины, однако это связано с рядом проблем:
1) общество является достаточно сложным по структуре объектом познания, к тому же находящимся в постоянном развитии;
2) в социальном познании ограничена возможность применения эксперимента как метода эмпирического исследования. Социальные эксперименты далеко не всегда заканчивались позитивными результатами. Поэтому наиболее распространены методы научной абстракции, моделирования.
Основными требованиями к социальному исследованию являются: изучение не только самого социального явления, но и причин, результатом которых оно явилось; рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии; анализ интересов и деятельности субъектов социального процесса.
В том случае, когда между социальными явлениями выявляются устойчивые и существенные связи, говорят об открытии исторических закономерностей, т.е. общих черт, присущих группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей составляет сущность конкретно-исторического подхода в социальном познании. Основными методами социального познания являются: 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) разработка сценариев будущего; 5) экспертная оценка.
Еще одной целью социального познания является социальное прогнозирование, т.е. получение знаний о будущем общества. В зависимости от содержания и назначения выделяют четыре вида социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, предостережения. Поисковые прогнозы (реалистические) отталкиваются от реалистических оценок существующих тенденций развития общества и составляются непосредственно для выяснения перспектив его развития. Нормативные прогнозы ориентированы на достижение в будущем каких-либо целей и содержат практические рекомендации для осуществления планов развития. Аналитические прогнозы имеют целью определение познавательной ценности тех или иных методов и средств исследования будущего. Прогнозы-предостережения составляются для воздействия на сознание и поведение людей для предотвращения негативного будущего.
Уровень достоверности социальных прогнозов зависит от нескольких факторов: 1) от степени удаленности друг от друга во времени объекта и субъекта прогнозирования; 2) от того, насколько прогноз обоснован знанием соответствующих закономерностей; 3) от уровня системности в прогнозировании. В целом социальное прогнозирование можно охарактеризовать как комплексное междисциплинарное исследование.
Если ученый обращается к фактам, законам, закономерностям общественного развития, то результатом его познания становится социальное знание. Если же он исследует мир человека, мотивы и цели его деятельности, человека в сфере умственной, нравственной и общественной деятельности, то результатом познания ученого становится гуманитарное знание. При классификации социальных наук основанием деления обычно служит предмет исследования. По этому основанию социальные науки делят на:
1) исторические – отечественная история, всеобщая история, археология, этнография и др.;
2) экономические – экономическая теория, бухгалтерский учет, статистика и т.д.;
3) философские – история философии, логика, этика и др.;
4) филологические – языкознание, журналистика и др.;
5) юридические – теория и история государства и права, уголовное право, конституционное право и др.;
6) педагогические – общая педагогика, теория и методика обучения и воспитания и др.;
7) психологические – общая психология, социальная психология и др.);
8) социологические – теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и др.;
9) политические – теория политики, политическая конфликтология, политические технологии и др.;
10) культурология – теория и история культуры, музееведение.
Итак, человек, общество находятся в центре внимания общественных (социальных) и гуманитарных наук. Изучение законов общественного развития занимаются общественные науки, исследованием индивидуально-личностных факторов занимаются гуманитарные науки. Человек как социальное существо, общественные группы и общество в целом изучаются такой наукой как социология. Психология исследует психику человека, социальная психология – психологию социальных групп. Экономические отношения между людьми изучают экономические науки, отношения власти – политология, наиболее общие законы развития природы, общества и познания – философия, прошлое и настоящее общества – история.