Начало нового века

Современное общество прошло два периода развития, которые соответ­ствуют двум типам общества — индустриальному и постиндустриальному.

Современное общество возникло между XVI и XVIII вв. в странах Севе­ро-Западной Европы — в Великобритании, Голландии, Франции, Германии. Большинство историков единодушно в том, что современный социальный порядок зародился после трех великих революций — американской, француз­ской и английской. Американская и французская обеспечили политическую и институциональную базу для модернизации — конституционную демокра­тию, верховенство закона и принцип суверенитета национальных государств.

Английская промышленная революция заложила экономическую основу — рынок свободной рабочей силы, индустриализацию и урбанизм как новый образ жизни, капитализм как новую форму производственных и распреде­лительных отношений.

Именно XVIII в. считают отправ­ной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, на которой работали семья помещика, слуги и крепостные крестьяне либо семья городского ремесленника, неже­натые подмастерья, вольнонаемные работники и слуги, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии. Маленькие мастерские уступают место огромным цехам, со сложным обо­рудованием: сборочными конвейерами, мартеновскими печами, счетно-ре­шающими устройствами.

Алвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1981) писал о глубоких измене­ниях, происходивших по мере перехода западного общества из первой ста­дии развития — аграрного производства во вторую — индустриального раз­вития. Однако ни традиционное фермерское земледелие, ни работа на фаб­рике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навыками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыслом, может справиться с подобной работой, особенно если речь идет о фабрич­ном неквалифицированном или малоквалифицированном труде.

Промышленный переворот XIX в. привел не только к появлению фабрич­ной системы массового производства, но и появлению массовой школы со­временного типа. Школы стали нужны как никогда ранее.

Промышленный переворот принес с собой высокую специализацию, син­хронизацию. Стандартизированными и потому взаимозаменяемыми стали не только массовая продукция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно: по заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей, по гудку они отправляются на обед и закан­чивают работу.

Но разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они заканчиваются. Ничего подобного не было ни в античности, ни в Средневековье. Учащихся было мало, а формы обучения были преиму­щественно индивидуальными и разнообразными.

В конце 1960-х гг. в экономической структуре ведущих стран мира про­явились черты, позволившие социологам говорить о переходе к постинду­стриальному обществу. Прежде всего это сокращение промышленного сек­тора и расширение сферы услуг, куда переместилась значительная часть ра­бочей силы. Родоначальник постиндустриальной теории Дэниел Белл писал, что постиндустриальное общество — это прежде всего общество, ос­нованное на услугах (к сфере услуг Белл отнес торговлю, финансы, транс­порт, здравоохранение, индустрию развлечений, науку, образование и уп­равление).

Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформацию — переход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным подсче­там, к 2010 г. от 5 до 10% населения развитых западных стран пока еще оста­нутся на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть, уже становится обработка информации. Наше общество на­зывают информационным. Ведущую роль в нем играют знания.

Подобно тому как в XIX в. средний гражданин был фермером, а в XX в. — фабричным или заводским рабочим, средний житель в XXI в. будет занят обработкой информации. Это означает, что подавляющее большинство лю­дей будет трудиться в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышлен­ности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыва­нием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобиль­ная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредствен­но сборкой автомобилей.

Одно из важнейших следствий этих изменений — необходимость повыше­ния уровня образования.

Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производ­ ство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, наглядные пособия по предметам физико-математи­ческого, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов от­ражают новейшие достижения науки и практики. В них излагаются в попу­лярной форме прогностические представления о будущем науки, техники, культуры, экономики, общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: