double arrow

GEMEINSCHAFT И GESELLSCHAFT

Согласно Теннису, в общине господствуют непосредственно личные и родственные отношения, а в обществе преобладают формальные институты Общность типа Gemeinschaft придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, a Gesellschaft — юридическим законам. Если Gemeinschaft отличается ограниченной специализацией, скла­дывающейся главным образом на основе родственных связей, то для Gesellschaft характерны специализация профессиональных ролей и отделение их от семейных ролей. В Gemeinschaft культура формируется на основе рели­гиозных ценностей, а в Gesellschaft — на светских. Главными социальными институтами в Gemeinschaft являются семья, соседи и община; в Gesellschaft складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, прави­тельство, политические партии, добровольные ассоциации)".

Теннис использует термины Gemeinschaft и Gesellschaft, чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (общи­на) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) — к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: Gemeinschaft предполагает, что люди жи­вут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а об­щество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде; Gemeinschaft придает основное значение обычаям, в то время как Gesellschaft основано на формальных законах; Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, а в Gesellschaft проявляются специализирован­ные профессиональные роли; Gemeinschaft опирается на религионые, а Gesellschaft — на светские ценности; основу Gemeinschaft составляют семья и община, а основу Gesellschaft — крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Общность может строиться по следующим основаниям: географической близости (село, коммуна, приход, нация); психологической близости; кров­нородственной близости (семья); духовной близости (круг друзей и едино­мышленников).

Термин Gemeinschaft применяется у Тенниса по отношению к таким раз­ным социальным единствам, какими выступают семья, корпорация, церковь, сельское товарищество, родовая, деревенская, политическая, христианская и городская общины. Все они — сплоченные совокупности, социальные со­лидарности, образованные на основе естественных человеческих отношений.

'' Tonnies F. Community and Society. East Lansing, Mich.: Michigan State University Press, 1970.

В общность, строго говоря, не вступают — в ней оказываются автоматичес­ки, хотят того или нет. С общностью люди связаны родовыми узами, избег­нуть которых они не могут. Индивид естественно принадлежит своей семье, своей деревне, своей родине, своей расе — и принадлежность эта природная, непроизвольная.

Gemeinschaft и Gesellschaft — полярные типы, чистые оппозиции двух на­чал социального бытия: личного и безличного (персонального и имперсо-нального), чувственного и бесчувственного, индивидуального и коллек­тивного. Теннис предложил ставшую позже классической типологию соци­альности: сообщество (община), где господствуют непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные инсти­туты. Субъектами отношений родства выступает семейная ячейка: мать и дети, братья и сестры, отец (различные виды отношений и позиций в семье).

Общество представляет собой со­знательное социальное объединение, основанное на договоре и вступлении членов. В него входят свободно, по собственной воле, но могут и не вхо­дить. Общество — продукт целиком и полностью искусственный. В природе оно естественным образом не возника­ет и не существует. Его намеренно со­здают, затем часто изменяют, модифи­цируют, подправляют, переделывают. Общество основано не на соседстве, близости или кровном родстве — оно базируется на интересе. Людей сближают корыстные интересы, стремление к выгоде, рациональный расчет, общая профессия или место работы. Здесь нет и не должно быть интимности, искренности, неподдельного интереса к близкому человеку. Ничего подобного коллегам, членам одной политичес­кой партии или профсоюзной организации не требуется, при этом как толь­ко личные отношения проникают в область служебных, возникают такие негативные явления, как кумовство, блат, протекция. Две сферы — дружес­ки-личные и служебно-деловые отношения — два разных мира, две вселен­ные, которые не должны пересекаться, вмешиваться, сталкиваться.

Материальные и денежные интересы служат основанием торговых това­риществ, профсоюзов, страховых обществ, паевых, пенсионных и инвести­ционных фондов. Интеллектуальные интересы объединяют людей в творчес­кие союзы, литературные и философские кружки, научные ассоциации и ученые советы, содружества, академии, художественные объединения. Об­разовательные интересы приводят к созданию школ, институтов, универси­тетов, курсов повышения квалификации, учебных программ. Нравственные интересы выступают источником появления религиозных объединений и сект, вызывают к жизни благотворительные объединения, общества трезво­сти, ассоциации взаимной помощи. К их числу можно добавить такие ассо­циации и движения, которые сплачивают людей на идеологической основе, помогая отстаивать свои идейные принципы, выступать против кого-то: политические партии, движение за гражданские права, экологические дви­жения, феминистские общества. Досуговые потребности объединяют людей в клубы по интересам (клубы болельщиков или коллекционеров), молодеж-

ные дискотеки и бары, кружки для игры в бридж, общества игры в мяч любителей рыбной ловли, ассоциации туристов, любительские театры, со-юзы биллиардистов, скаутов, т.е. порождают различные сообщества, помо­гающие индивидам разнообразно провести свое свободное время.

В обществе коллективную волю рода и семьи заменяет корпоративная вопя государства. На смену неформальному контролю родственников и соседей который был присущ кровнородственной общности и общине, приходит формальный контроль со стороны полиции, судебных властей и армии,: Вместо обычного права и неписаных законов появляются юридические за­коны и писаные правила, регулирующие поведение больших групп людей'-Чувства людей становятся все более произвольными и формальными. Фун­кцию арбитра в решении нравственных вопросов берут на себя государство и уполномоченные им органы власти. В конечном счете именно государство, выступающее причиной появления Gesellschaft, разрушает либо необратимо изменяет Gemeinschaft'4. Co временем оно начинает восприниматься людь­ми как недружественная или враждебная сила, возвышающаяся над ними и требующая беспрекословного подчинения. В противоположность общине для общества характерна «механическая» связь отношений индивидов, постро­енных на рациональном расчете. Согласно Теннису, в обществе царит целе-рациональная воля и соответственно произвол.

Теннис считает, что Gemeinschaft исторически возникло раньше и суще­ствует до сих пор в структуре Gesellschaft, пронизывая собой все его поры. Ныне два понятия не соотносительны. Их можно встретить вокруг нас. Они не исключают, а дополняют друг друга, как дополняют друг друга макроуро­вень и микроуровень общества (рис. 14).

Общество уже самим фактом его появления до основания смывает кров­нородственные узы и старинные идеалы, религиозные культы и кодексы чести. Современное общество не знает расовой, религиозной и национать-

Рис. 14. Соотношение Gesellschaft и Gemeinschaft

12 Flora С. Rural Communities: Legacy and Change. Boulder, CO: Westview, 1992.

13 Etzioni A. The Spirit of Community: The Reinvention of American Society. N.Y., 1994.

14 Truzzi M. Sociology: The Classic Statements. N.Y., 1971. P. 145-154.

ной дискриминации. Оно ровно относится ко всем людям, открывая перед каждым индивидом двери к общественной карьере. Нынешний француз может числиться в американской нефтяной компании, работать в Венесу­эле и быть женатым на китаянке. Информационные потоки, как денежное и товарное обращение, не имеют государственных границ, а транснацио­нальные корпорации качают живительную кровь экономики по всему миру, не спрашивая ни прописки, ни классового происхождения. Интернацио­нальность и глобализация — это лишь доведенные до наивысшей степени обнаруженные еще Теннисом тенденции «обобществления» социальной жизни. Ликвидация общности как исторического этапа и социального ин­ститута началась давно, но усилилась в связи с появлением крупных горо­дов и мегаполисов. Сегодня этот процесс зашел так далеко, что возвратно­го пути уже нет, а сохранившиеся кое-где островки истинной общности могут погибнуть.

Современное общество не только многолико и полинационально. Оно еще и крайне гибко, мобильно и маневренно. «Неустанное стремление к пере­менам делает его лихорадочным и непостоянным», — сетовал Теннис, кото­рого, видимо, крайне раздражал буржуазный мир. «Теперь в качестве дей­ствующих единиц существуют лишь государство с его институтами и члены общества вместо естественно образовавшихся многочисленных и многооб­разных товариществ, общин и этнических сообществ — Gemeinwesen»,s. В но­вом мире все меняется: магия уступает место науке, религия — политике, нравы — юридическим документам, священники — чиновникам, друзья — коллегам и сотрудникам, народное творчество — массовой культуре, идеа­лы — идолам, естественные продукты — консервированной пище, чтение — телепросмотрам, личное общение — телефонным переговорам.

Теннис не только теоретически разграничил, но и противопоставил два типа социальных отношений: «общность», основанную на непосредственной эмоциональной близости людей, и «общество», построенное на холодном рациональном расчете, анонимных связях и разделении труда. Классическим примером «общественных» отношений Теннис считал капиталистический товарообмен, пренебрегающий индивидуальными различиями, а воплоще­нием «общности» — родство, соседство и дружбу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: