Социальные функции вещей и фетишизм

Вещь — это лишь комплекс отношений, а отношение выступаетлишь как форма связи между вещами. Иными словами, «вещь есть комплекс, не раз­ложенный на отношения... и отношения есть некристаллизованная вещь»35. Кондратьев доказывает, что вещи входят в структуру общества и представ­ляют собой общественные явления. И как таковые они выполняют опреде­ленные социальные функции или реально, или символически, или в одно и то же время реально и символически. О реальном выполнении можно вести речь в том случае, когда вещи в процессе выполнения предписанной функ­ции удовлетворяют определенные потребности, связанные с данной функ­цией. Так, железная дорога, которая перевозит людей и грузы, машина, ко­торая перерабатывает сырье, храм, который дает приют молящимся, одежда и головной убор, которые защищают тело, — все они выполняют свои фун­кции реально, поскольку удовлетворяют именно те потребности, для кото­рых они и были созданы.

О символическом выполнении функции мы говорим в том случае, когда вещи, «выполняя данную функцию, удовлетворяют, по существу, не ту по­требность, которая за ней стоит, а иную, и притом всегда гораздо более зна­чительную и важную, чем их прямая функция. Так, когда ценная бумага выполняет функции товара, когда вождь или царь облачается в присущие ему одежды и покрывает голову короной, когда красный лоскут материи водру­жается над толпой в виде знамени, то во всех этих случаях вещи, выполняя

3s Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 65-66. Там же. С. 185.

данные функции, в действительности удовлетворяют иным потребностям чем те, на которые опираются данные функции. Они выступают здесь в ка честве вешей, символически удовлетворяющих иным потребностям. Ценна бумага выступает в качестве символа реальных хозяйственных ценностей одежда и корона царя выступают не столько в качестве одежды и головного убора в собственном смысле слова, сколько в качестве символа величия и власти, красный лоскуток — в качестве символа революционного единства и решимости массы»16. Функции вещей как бы отражают функции людей

В широком смысле слова все социальные вещи символичны. Выступая точкой пересечения взаимоотношения людей, они приобретают новые, не свойственные им социальные качества. На этом покоится вещный фетишизм общественной жизни. Суть его в следующем: поскольку люди вступают во

взаимоотношения через посредниче­ство вещей, им начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъесте­ственными свойствами быть ценнос­тью, находить рынок, обладать преро­гативами святости, величия, источни­ка права. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи не присущими им каче­ствами. Элементы фетишизма пропи­тывают все отношения людей к вещам и благодаря этому проникают в струк­ туру общества. Явление фетишизма. напоминает Кондратьев, было вскрыто К. Марксом в отношении товарного мира. Однако нет никаких оснований ог­раничивать его только этой сферой — он проникает во все поры обществен­ной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: