Социетальное сообщество и самодостаточность

Определенные преимущества контроля присущи связям между социе-тальными подсистемами, которые соотносят общество с его средами и са­мим социетальным сообществом. Социетальное сообщество зависит от над­строенной системы культурной ориентации, которая, кроме всего проче­го, является главным источником легитимации ее нормативного порядка. Этот порядок затем конституирует самые существенные и высокоуровне­вые референции для политической и экономической подсистем, которые, соответственно, самым непосредственным образом связаны с личностью и органической физической средой. В политической сфере приоритет соци-етального нормативного порядка высвечивается наиболее остро в функции принуждения и в потребности действующих членов общества обладать дей­ственным контролем над физическими санкциями не потому, что физичес­кая сила является кибернетическим контролером, но потому, что она дол­жна контролироваться для того, чтобы действовал контроль более высоко­го порядка. В экономической сфере параллель выражается в том, что экономический процесс в обществе (например, распределение) должен ин­ституционально контролироваться. Оба случая подчеркивают также функ­циональную значимость нормативного контроля над организмом и физи-

ческой средой. Используемые в качестве санкций сила и другие физик органические факторы способствуют усилению безопасности коллективы] процессов в гораздо большей степени, чем они это могут просто в качестг -«необходимых условий». Сходным образом приоритет экономических с ^ ображений над технологическими — вопрос о том, что должно производит ся (и для кого), имеет преимущество над вопросом, как должны произво диться веши, — является главным условием для того, чтобы сделать техно логию действительно полезной.

Мы можем теперь свести воедино различные моменты критерия самою статочности, использованные при определении понятия общества. Общество должно составлять социетальное сообщество, которое имеет адекватный уро­вень интеграции, или солидарности, и отличительный статус членства. Это не исключает отношения контроля или даже симбиоза с элементами попу­ляции, которые только частично интегрированы в сообщество, такими, на­пример, как евреи диаспоры. Однако в нем должно быть ядро полностью интегрированных членов.

Это сообщество должно быть «носителем» культурной системы, достаточ­но генерализованной и интегрированной для того, чтобы легитимизировать нормативный порядок. Подобная легитимация требует наличия системы конститутивного символизма, который обосновывает идентичность и соли­дарность сообщества так же, как и верований, ритуалов и других культурных компонентов, воплощающих подобный символизм. Культурные системы обычно шире, чем любое общество и его коммунитарная организация, хотя в ареалах, включающих много обществ, различные культурные системы мо­гут на самом деле переходить одна в другую. В этом контексте самодостаточ­ность общества предполагает институционализацию достаточного числа культурных компонентов для того, чтобы удовлетворить социетальные по­требности сносным образом...

Элемент коллективной организации требует дополнительного критерия самодостаточности. Самодостаточность ни в коем случае не требует, чтобы все ролевые обязательства всех членов общества выполнялись внутри само­го общества. Тем не менее общество должно предоставлять индивидам на­бор ролевых возможностей, достаточных для реализации их фундаменталь­ных личностных потребностей и для реализации его собственных потребно­стей. Монашеский орден не отвечает этому критерию, поскольку он не может рекрутировать новых членов посредством рождения, не нарушая при этом свои фундаментальные нормы.

Мы показали, что осуществление нормативного порядка среди коллектив­но организованного населения влечет за собой контроль над территорией. Это фундаментальный императив относительного единства управленческих ин­ститутов. Более того, это главная причина, по которой ни один функциональ­но специфический коллектив, такой, как церковь или коммерческая фирма­не может называться обществом. В отношении к членам общества как к лич­ностям социальная самодостаточность требует (и, возможно, это требование является наиболее фундаментальным) адекватного контроля над мотиваци­ями. За некоторыми внутренне ограниченными исключениями (такими, как образование новых колоний) она требует, чтобы члены сообщества рекрути­ровались посредством рождения и социализации, первоначально главным образом через систему формального обучения и другие механизмы. Систем;'

социального рекрутирования может рассматриваться как механизм социаль­ного контроля над личностной структурой членов общества.

Наконец, самодостаточность предполагает адекватный контроль над эко­номико-технологическим комплексом для того, чтобы физическая среда могла быть использована как ресурсная основа целенаправленным и сбалан­сированным образом. Этот контроль переплетается с политическим контро­лем над территорией и с контролем за членством в связи с комплексом род­ства и места жительства.

Ни один из этих критериев самодостаточности не является преобладаю­щим, кроме случая их отношения к генерализованным связям в кибернети­ческих иерархиях и иерархиях условий. Существенная неполнота любой ком­бинации этих критериев может быть достаточной для того, чтобы разрушить общество, создать хроническую нестабильность или жесткость, которая бу­дет мешать дальнейшей эволюции. Следовательно, эта схема окажется осо­бо полезной при объяснении разрывов в процессе социальной эволюции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: