Субъекты политической жизни

Субъектами социального действия выступают социальные группы и об­щности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), субъектами политического действия — гражданин, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне — в мировом сооб­ществе — национальные государства, международные организации, на­пример ООН, НАТО, транснациональные корпорации и т.д. Субъектов со­циального и политического действия именуют еще акторами (действую­щими лицами). Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве — законодательная, исполнительная и судебная. Вся совокупность отношений между политическими субъектами, а также ме­ханизмы их упорядочения составляют то, что принято называть полити­ческой системой.

Политическая система общества (вспомним термин «социальная сис­тема общества») — совокупность всех политических институтов и субъек­тов политического действия (следовательно, сюда входят и граждане, и президент, и Госдума, и политические партии, и милиция, и многое дру­гое). Характер политической системы определяется двумя факторами — формой правления (монархия, демократия, республика) и политическим режимом (авторитарным, тоталитарным и др.). Различить их просто: фор­ма правления указывает на официально установленный источник власти в обществе (королева Англии обличена всеми официальными атрибутами власти), а политический режим обозначает как бы ее теневую сторону. Дей­ствительно, при советской власти у нас официально была республиканская форма правления (Союз Советских Социалистических Республик), но по­литологи (и не только они) знали, что в стране тоталитарный политичес­кий режим.

Наряду с понятием «социальная стратификация» существует термин по­литическая стратификация, предполагающая социальный процесс распре­деления политических статусов и рангов социальных агентов, в результате чего формируется определенный политический порядок. В политической стратификации, или в политической пирамиде, происходят всевозможные процессы, изменения, перемещения и поведение людей. Политическое по­ведение— реализация социальными агентами стратегии повышения-пони­жения своего социального статуса путем участия в выборах, референдумах; все это разновидности политических процессов и одновременно политичес­кого поведения людей. Граждане при­ходят на избирательные участки и вы­ражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный полити­ческий процесс, существующий неза­висимо от сознания и воли людей. В демократическом государстве благо­даря избирательной системе происхо­дит обновление кадров (ротация), одни элиты сменяются другими, зак­репляются права и свободы граждан. Успешная адаптация к социальным и политическим реалиям жизни, умение преодолевать трудности и решать неожиданные проблемы возможны благодаря социализации — продолжаю­щемся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоении культурных норм и освоении социальных ролей. (Социализацию не надо путать с воспитанием или обучением, это более широкое явление.) За правильным усвоением норм и ролей следит недремлющий страж — социальный контроль со стороны ро­дителей, соседей, учителей, милиции, государства, администрации и еще множества других агентов социального контроля. Разновидностью социаль­ного контроля выступает политический контроль. К нему относятся все по­литические акции, например сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) осно­ваниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в го­сударстве — законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто откло­няется вправо или влево от официального политического курса, применя­ются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаграж­дение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля — залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, ре­гулирующие социальные отношения, наступает паралич — аномия (беззако­ние, отсутствие норм).

Политические группы — разновидность социальных, поскольку слово «со­циальное» часто используется в широком значении «общественное». Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имуществен­ному положению, то политические — по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, а также по политическим ориентаци-ям, электоральной (избирательной) активности и т.п. Те и другие признаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому политологи, вы-

ясняюшие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т.е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают, насколько активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Ниже будут рассмотрены не все многообразие политических групп, но лишь четыре ведущие, а именно: группы давления, группы инте­ресов, лобби и элита. Они в наибольшей степени относятся к социологии, а не только к политологии.

В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на властные структуры двумя путями — голосованием на выборах и созданием

организованных общественных групп. Такие группы называют общественны­ми потому, что участвующие в них граждане не получают вознаграждения за свою работу, не регистрируются в качестве организации, скажем инсти­тута или торговой фирмы, создающей товары и услуги. Добровольные по­мощники чаще всего работают бесплатно.

Различают два типа организованных общественных групп: группы давле­ния, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союз предпринима­телей), и группы интересов, выступающие с новой инициативой по измене­нию законов. Наименование двух групп достаточно условно и часто вводит в заблуждение. К примеру, в какую группу включить общество по защите памятников культуры или общество по охране окружающей среды? С фор­мальной точки зрения — в группу давления, поскольку в их названии есть слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих груп­повых интересов, а интересов всего общества. Профсоюзы, отстаивая соб­ственные интересы, выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общественную жизнь. Поэтому обществен­ные группы следует различать по тому, чьи интересы они защищают — свои собственные или других людей. Очевидно, что советы ветеранов относятся к группам давления, а Красный Крест и Армия Спасения — к группам инте­ресов.

Группы интересов надо отличать от политических партий. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом воп­росе, решением которого они и заняты, а не на своде декларативных утвер­ждений, составляющих программу партии. Группы интересов озвучивают (артикулируют) эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, при­дают им удвоенную силу и благодаря коллективным действиям делают их достоянием общественности. В 1970-е гг. в нашей стране практически ник­то не знал экологического движения; о нем мало слышали и в 1980-е гг. Но когда выхлопные газы, радиоактивные осадки, промышленные отходы ста­ли массовыми и затронули здоровье жителей многих городов, образовалась группа энтузиастов, которая планомерно, терпеливо и последовательно при­влекала к проблеме внимание общественности. В результате в 1990-е гг. про­блемы защиты окружающей среды стали одними из главных в законодатель­ной деятельности парламента, в печати, на радио и телевидении, а в школе ввели специальный учебный предмет.

Группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги: они высве­чивают наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в совет­ской, а позднее в российской армии процветала дедовщина и в мирное вре­мя гибли молодые солдаты. И только в 1990-е гг. в стране сформировалось движение солдатских матерей, которое заставляет обратить на себя внима­ние самый консервативный в мире властный орган — армейское командо­вание. Через такие общественные движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем министерства или крупные чиновники. Долго занимаясь одной проблемой, группы инте­ресов подготавливают кадры квалифицированных специалистов, знающих данную проблему. Если вы хотите узнать все о дедовщине и уровне смерт­ности в армии, надо обращаться в совет солдатских матерей. Если вам нуж­на исчерпывающая информация об окружающей среде, то лучших специа­листов, чем в соответствующем общественном движении, не найти и т.д.

Часто министерства и парламентские комитеты, готовя конкретное реше­ние, обращаются к таким специалис­там с просьбой дать экспертную оцен­ ку. Некоторые группы интересов пере­растают в общественные движения, а из общественных движений превращаются в политические партии. Харак­тер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законные или незаконные способы их деятельности.

Группы интересов и группы давления как посредники между государством и народом выполняют свои функции, взаимодействуя с кандидатами в де­путаты и членами исполнительных и представительных органов (в виде со­ветов, рекомендаций, убеждения), участвуя в разработке законопроектов, проведении экспертиз, решений правительственных органов, контролируя соблюдение принятых решений (законов), вплоть до обращения в суд; на­блюдая за деятельностью правительства в отдельных отраслях управления, расходованием финансовых средств и т.д. Таковы законные (легитимные) формы взаимодействия. Кроме них существуют и незаконные формы дея­тельности этих групп, в частности взятки и подкуп чиновников, финансо­вая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью по­литиков в целях сбора компромата и т.д. Яркий пример — кризис августа-сентября 1998 г. Некоторые специалисты полагают, что обвал рубля был спровоцирован намеренно теми группами, которые хотели лишить оппози­ционные партии и часть населения, не поддерживающие правящий режим, возможности на очередных президентских выборах (в 2000 г.) или на досроч­ных перевыборах финансировать оппозиционные партии. Результат оказал­ся противоположным: у населения были подорваны остатки доверия к пра­вительству и стоящей у власти политической элите.

От групп интересов, сформированных рядовыми гражданами, надо отли­чать группы давления — лобби, формирующиеся на базе бюрократических структур. Лобби развивает прямые формы давления на власть. К лобби от­носят тех, кто способен протолкнуть нужное решение мирным путем, напри­мер сформировав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в доверие к родным и близким влиятельного лица, запугав правительство или парламент мнимой угрозой. Последний вариант часто проигрывается во

властных коридорах России в 1990-е гг. Группа аграриев пугает парламент развалом сельского хозяйства, военные — недовольством армии и ее готов­ностью свергнуть правительство в случае невыделения нужной суммы в гос­бюджете. Но выделенные деньги зачастую оседают в карманах начальства и не доходят до рядовых аграриев или военных, которые, не получив средств к существованию, выражают недовольство. Их лобби, представленные в пар­ламенте и правительстве, снова накаляют атмосферу и требуют денежных вливаний. И так до бесконечности.

Мощные лоббистские группировки всегда «тусуются» около власти. На­против, группы интересов типа движения солдатских матерей или эколо­гических стоят очень далеко от коридоров власти — на самом низу соци­альной пирамиды. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и до­биться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демократической трибуной для масс. Лобби потому сильны, что контролируют стратегические ресур­сы: военные — оборону, аграрии — продукты питания, банкиры — день­ги. До революции 1917 г. лоббистскую фракцию составляло русское дво­рянство, которое контролировало основной ресурс — собственность на землю. С ними соперничало промышленное лобби, также контролировав­шее жизненно важные ресурсы. Сохранилось оно и сегодня. Группы ин­тересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в пос­леднюю очередь.

Если лобби потакать, то они монополизируют власть в государстве, зас­тавят его работать только на решение собственных проблем. В США это по­няли еще в середине XX в. и в 1946 г. приняли федеральный закон о деятель­ности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денеж­ных ресурсах и их использовании в политической борьбе. Было замечено, что как только деятельность лобби предается публичной огласке, желание обхо­дить закон усмиряется.

Элементы лоббистской политики — тактики силового проведения через властные структуры нужных решений — используют не только сами лоб­би, но и другие группы и общественные организации. Нефтяные компании России в 1998 г., как они сами заявляли, не являлись лобби. Они представ­лялись дойными коровами, которые дают государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, проедаемый всеми другими институтами и струк­турами. В ситуации тяжелейшего кризиса в стране правительство решило повысить налоги на нефтяные компании. Моментально в средствах массо­вой информации появились публикации, в которых «нефтекороли» расска­зывали о своей важности для страны и неимоверных трудностях, с которы­ми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень умело и почти ненавязчиво. Слушание отчета нефтяных компаний в Госдуме благодаря этому получило («нефтяниками») ожидае­мый результат.

Самой мощной группировкой, оказывающей влияние на политическую жизнь страны, является политическая элита общества.

Кроме политических групп важнейшими элементами политической сис­темы общества выступают государство, политические институты и полити­ческие партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: