Государство

Государство — важнейшая составная часть политической системы обще­ства. В повседневной жизни мы сталкиваемся с государством ежеминутно. Оно содержит армию, суды, полицию, ряд средств массовой информации, выдает паспорта и визы, задерживает заработную плату учителям или вра­чам, охраняет рубежи нашей родины и борется с контрабандой, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций, о которых мы не всегда подозреваем.

Термин «государство» обычно употребляется в двух смыслах. В широком смысле государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на ее территории. В этом значении говорят, напри­мер, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до XVII в. государство обычно трак­товалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство» и др. В узком смысле государство обо­значает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо четко разграничивать государство и общество. Француз­ские просветители XVI11 в., создавшие договорную теорию государства, по­лагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство для защиты сво­ей безопасности извне (от врагов) и изнутри (от преступников). В современ­ной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями — партиями, профсоюзами и т.п. Иными словами, государство — это главный, но не един­ственный институт политической системы общества.

Какие только государства не существовали на свете, но всем им свойствен­ны следующие общие (фундаментальные) признаки:

♦ единая территория, очерченная государственными границами, призна­ваемыми другими странами;

♦ единая система управления территорией, включающая разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящаяся на принципе раз­деления властей;

♦ единая система законов, зафиксированная в конституции, соблюдае­мая всеми гражданами на всей территории;

♦ монополия на легальное применение силы или физического принуж­дения, опирающаяся на армию, полицию, службу безопасности, суд, прокуратуру;

♦ право на взимание налогов, которые идут на содержание многочислен­ных служащих и финансирование государственной политики — оборон­ной, экономической,социальной;

♦ обязательность членства в государстве — гражданство, в отличие от членства в партии или профсоюзе, где пребывание добровольное, граж­данство человек получает с момента рождения;

♦ представительство от имени общества в международных организациях и событиях;

♦ суверенитет (от нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть), т.е. верховная власть на определенной территории.

В обществе много видов власти, но самая главная должна быть сосредо­точена у государства, решения которого обязательны для всего населения. Лишь ему принадлежит право на издание всех законов.

Суверенность (верховная власть плюс независимость) государства выра­жается в том, что ему принадлежит право официально представлять все об­щество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязатель­ные для выполнения всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуж­дение в отношении любого члена общества. Уважение суверенитета — основ­ной принцип современного международного права и международных отно­шений. Он закреплен в Уставе ООН и других международных актах. Сувере­нитет — главное, к чему стремится любой народ, претендующий стать

самостоятельным государством. В нача­ле 1990-х гг., когда распалась огромная держава — СССР, произошел процесс, который был назван «парад суверените­тов». Бывшие союзные республики одна за другой объявляли государственную независимость. На политической карте мира в одночасье появились более 10 но­вых государств.

Указанные признаки отличают го­сударство от других организаций, на­пример мэрии, политической партии или профсоюзов, которые обладают од­ними признаками, схожими с государственными, и не обладают другими (по­рассуждайте об этом самостоятельно). Признаки суверенитета описывают то, без чего не может обходиться ни одна социальная организация, претендую­щая называться государством. Но они ничего не говорят о характере и со­держании деятельности государства на подведомственной территории. Чем должно заниматься государство в повседневной жизни? На этот вопрос от­вечают функции государства. Они подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противопо­ложными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятель­ность и т.п.

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного го­сударства в его взаимоотношениях с другими государствами на международ­ной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экс­пансии в отношении других государств; развитие нормальных отношений с другими государствами и взаимовыгодного сотрудничества на основе прин­ципов мирного сосуществования.

Государство появилось на исторической сцене 5-6 тыс. лет назад и с те\ пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества. К по­явлению государства привели следующие, вполне объективные причины.

Первая — плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались по огромным территориям в поисках провианта, они встречались, лишь когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить с«своей территории. Ученые считают, что тогда на Земле было не больше 5-6 млн человек. Сегодня их 5—6 млрд. Население выросло в 1000 раз за непол­ные 15 тыс. лет. Небольшой срок, если вспомнить, что первый человек по­явился 2—3 млн лет назад.

Когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная террито­рия — группе из 40—60 охотников и собирателей необходимо несколько сотен квадратных кило­метров. Регулярные столкновения между ними. частый голод и объединение одних групп с дру­гими для защиты своей территории становятся неизбежными. Завоевание одних народов други­ми стало следствием формирования военных со­юзов племен то в одном, то в другом месте. Вско­ре все люди вступили в такие союзы.

Вторая — страх перед внешней агрессией ц внутренними раздорами. Некоторые ученые счи­тают, что к созданию государства людей толкал страх перед внешней агрессией, опасение за жизнь и имущество. Но опасность, вызванная разбойниками, служила не меньшей причиной к объединению в государство, которое способно применить силу и установить порядок. Таким образом, опасение перед сородичами служило не меньшим аргументом для создания государства. чем страх перед врагом. Государство как арбитр могло объективно решать все споры и издавать общие для людей законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию влас­ти, возвышающуюся над обществом, но ему под­контрольную и его обслуживающую. Государ­ственные чиновники мыслились как слуги наро­да. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника. Третья — фактор силы. В современном рыночном обществе каждая фир­ма, а их миллионы, окружена охранниками, следящей аппаратурой, сигналь-

ными и компьютерными системами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга и полной аналогии с феодализмом уже не избежать. Средневе­ковая Европа — это множество феодальных княжеств, каждое со своей час­тной охранной армией, своими флагами, гербами, правительствами, языком, культурой. Города и замки, деревни и округи — под охраной. Купцы отправ­лялись в путь под охраной, а часто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали с оружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечом, даже пахали иногда не снимая оружия.

Кто умел только пахать (а тогда это было сложнейшим искусством, требо­вавшим пожизненной специализа­ции), приглашал к себе на службу тех, кто умел только воевать. Династия Рюриковичей на Руси пошла от при­глашенных варягов. Все европейские короли нанимали или переманивали друг у друга профессиональных солдат. С помощью оружия добивались и рас­положения прекрасных дам, и обильных налогов со своих подданных, и ог­ромных контрибуций с чужих территорий, и бесперебойной торговли.

Экономические законы вынудили людей придумывать рациональные формы решения политических проблем. Военная кампания — это тоже раз­новидность делового предприятия. Чистый доход состоит из дани, которую удается собрать с мирного населения, минус издержки на содержание армии. Армия — главная рабочая сила. Она должна постоянно трудиться, чтобы оправдывать свое содержание и приносить доход. Но если ее вылазки имеют разовый характер, то доход непостоянен, а сама армия в нашем понимании походит на банду рэкетиров, обложивших предпринимателей. Если же вер­ховная власть устанавливает полную монополию над данной территорией и постоянно собирает дань, то издержки на содержание армии снижаются. Одновременно растет благосостояние мирного населения. Дело в том, что при регулярном сборе (и об этом знают российские рэкетиры) дань с каждого хозяйства берется меньше, ему оставляют на «вырост», о его благополучии заботятся, чтобы и в будущем можно было бы собирать дань. Регулярные и хорошо собираемые налоги обычно меньше по размерам, нежели разовые, плохо отдаваемые и собираемые разными сеньорами. Поэтому и подданные заинтересованы в сильном государстве, распространяющем власть на боль­шие пространства.

Таким образом, формирование государств происходило по экономическим' соображениям. Правитель, имея сильную армию, способен был легко и быс­тро собирать налоги со своих подданных и дань с подвластной территории, устранять конкурентов, роль которых играли удельные князья, разбойники, иностранные государства, претендовавшие на эти ресурсы. Разбойники на большой дороге, рэкетиры на рынке, бизнесмены, уклоняющиеся от уплаты налогов, — все это конкуренты, а значит, враги государства в борьбе за нало­ги. Одни устраняются физической силой, другие — юридическими законами. Демократическая власть, хотя и имеет устойчивую тенденцию к умень­шению масштабов и жестокости насилия, не может обходиться без него. Есть и долго будут сохраняться угрозы и опасности, которые невозможно обуз-

дать и устранять без насилия: действия агрессивных, экстремистских, анар­хических сил, преступность и т.п. Демократическая власть может применять насилие для принуждения к миру (прекращения и предотвращения военных конфликтов), защиты жизни, прав и свобод граждан, восстановления закон­ности и порядка, охранения самой себя от насильственного свержения. Та­кое насилие осуществляется в соответствии с конституцией, а также с меж­дународным правом. В некоторых случаях для обеспечения законности и порядка кроме правоохранительных сил (полиции, внутренних войск и т.п.) приходится использовать армию. Так было, например, в США в мае 1992 г. в Лос-Анджелесе при усмирении бесчинствующих толп чернокожего насе­ления, в Италии в 1993 г. в борьбе с мафией.

На протяжении всей истории главная цель государств состояла в завоева­нии территорий для реализации своих экономических интересов и обеспече­ния безопасности то ли подчинением одного народа другим, то ли аннексией прилегающей территории. Земля и территория государства составляют тот стратегический ресурс, который по значимости, возможно, превосходит все остальные ресурсы.

Поистине государство — это монополия на законное насилие. Законным оно считается, если закреплено в конституции государства, где так и записано:

на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специ­альные органы, в частности полиция и армия. Мощное государство удержива­ет свою монополию, слабое ее отдает, и тогда в стране устанавливается правовой беспредел, хаос, бандитизм, от которых страдают простые люди.

Кроме двух указанных у государства есть множество других видов моно­полии. Например, монополия на свободу слова, согласно которой государство имеет право запрещать любую литературу, которая портит общественные нра­вы (например, порнографическую), сеет межнациональную рознь (такова профашистская литература) либо разглашает государственную тайну (шпион­ские документы). Кроме нее известны монополия на таможенные пошлины, на алкоголь и табак, монополия на соль и т.д. Стоило российскому правитель­ству отдать частному сектору производство и сбыт алкоголя, как казна недо­считалась десятков миллиардов долларов, поскольку чистый доход в этой сфере бизнеса составляет 2000%. И в дореволюционной России, и в советское время «пьяные деньги» составляли треть государственных доходов и направлялись на социальные программы — на помощь бедным и престарелым.

Ключевыми особенностями современной системы государств являются: централизация политической власти, единые механизмы административного управления, постоянные профессиональные армии, легитимация власти через институт представительства и др. Все эти принципы были первоначаль­но разработаны в Европе, а затем распространились по всему миру. Такую систему называют Вестфальской. Речь идет о Вестфальском мире 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война и который впервые в истории санкционировал принцип meppumopuajibuoeo суверенитета в отношениях меж­ду государствами, хотя сама концепция территориального суверенитета была сформулирована раньше.

Государства как политическая организация общества различаются не толь­ко формой правления (монархия, республика), но и формой территориаль­ного устройства государства.

Территориальная организация государства описывает то, как взаимодей­ствуют между собой целое и части, если под частями понимать области, ре­гионы, штаты, кантоны и т.д. Иными словами, много или мало автономии, прав и возможностей центр сохранил за местными властями или он пол­ностью растворил все в едином политическом пространстве.

С точки зрения территориального устройства государства подразделяют­ся на унитарные (единое государственное образование), федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т.п.), конфедерации (госу­дарственно-правовые объединения).

В унитарном государстве административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью. Для всех — одна конституция и одно гражданство. Решения, принятые центральным правительством и об­щим парламентом, обладают силой на всей территории государства. Унитар­ная форма государства лучше подходит для однонациональных стран, именно там она и сформировалась.

В федеративном государстве роль центрального правительства серьезно ограничена. Источниками власти выступают кроме него крупные террито­риальные образования (штаты, земли, кантоны и т.п.). Федерация — это ус­тойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, кон­ституцию, а часто практикующие и двойное гражданство. Такое устройство лучше подходит для многонациональных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разных языках, подчиняются разным нормам, исповедуют разные религии. В феде­ративном государстве одна часть вопросов является исключительной компе­тенцией федеральных органов, другая — субъектов федерации, третья — со­вместной компетенцией. За соблюдением разграничения прав центра и мест следят независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей этих субъектов. В США и России происходит именно так, но есть множество различий. Штаты наде­лены большими правами, чем субъекты Федерации в России. Если вспом­нить историю, то США формировались снизу, штаты долго были самостоя­тельными, на объединение шли осторожно, каждый раз выкраивая себе мак­симум самостоятельности. Время от времени то в одном, то в другом появлялась кучка радикалов, которые прямо призывали к выходу штата из общего союза. В России федеративность исходила сверху. Наша страна все­гда была унитарной, опыт федерализма невелик, вопрос о том, какие права передать на места, решали в центре. Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внут­ренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных си­туаций — стихийных бедствий или массовых беспорядков.

И федеративное, и унитарное государства доказали свою жизнеспособ­ность и приняты большинством стран мира. А вот о конфедерации такого не скажешь. Их мало, они нестабильны и быстро распадаются. Конфедерации

существовали в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815-1867) и некоторых других странах, но распались. На их основе формирова­лись либо федерации, либо унитарные государства. Знакомый нам пример — СНГ (Содружество Независимых Государств) — союз суверенных государств координирующих свою деятельность только по общим вопросам. Это посто­янный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государствен­ный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограничен­ного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики. транспорта и связи, денежной системы. Сколько Россия ни старается сохра­нить СНГ, мало что получается. Решения, например, о таможенном союзе, принятые на встрече глав государств, либо игнорируются всеми, либо час­тью из них, но и этого достаточно, чтобы провалить любое начинание.

Совершенно новый тип конфедерации — Европейский Союз. Он образо­ван в 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором и объединяет 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию. Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 г. подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии. Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусмат­ривает создание политического, экономического и валютного союза (так на­зываемая Европа без границ), завершение формирования единого внутрен­него рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвиже­ния товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сферах внешней политики и безопасности, основных на­правлений внутренней экономической политики, координировать полити­ку в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в обла­сти юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Созда­ется Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а в 1999 г. введена единая валюта — евро, осуществляется единая денежно-кре­дитная политика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: