Поземельная община

Как Маркс обосновывал свою позицию и разворачивал свою социоло­гическую концепцию? В России, рассуждал он, 80% населения составляет крестьянство, организованное в поземельную общину. Община — самый ус­тойчивый и универсальный институт общества. Она возникла более

5 См.: Кравченко А.И. Социология труда: был ли К. Маркс славянофилом? // Социологические иссле­дования. 1996. № 1. С. 91-97.

10 тыс. лет назад и во многих странах существует до сих пор либо в своем самобытном (например, родоплеменные общества современного Афгани­стана), либо в исторически превращенном виде (групповое сознание и кол­лективная солидарность, сохранившиеся с феодальных времен в современ­ной Японии — корпорация как одна семья, сельская взаимопомощь, пожиз­ненный наем и др.).

Исторически община в любой стране должна проходить через два этапа — коллективную и личную собственность крестьянина на землю. Первый и ме­нее зрелый этап, на котором затормозилась в своем развитии Россия, следу­ет называть собственно общинным землевладением. Второй этап — более зрелая историческая фаза, на которой крестьянин становится товаропроиз­водителем и независимым экономическим субъектом, служит непосред­ственным условием зарождения капитализма (рис. 3).

Германская марка, швейцарские кантоны и американские комьюни-ти — это общины на втором этапе раз­вития, до которого русская поземель­ная община еще не дошла. А сколько ей двигаться по этому пути? «В Западной Европе, — пишет Маркс, — смерть об­щинного землевладения и рождение капиталистического производства от­делены друг от друга громадным про­межутком времени»6. Громадный про­межуток — это не десятилетия, а сто­летия. Маркс так и рассуждал: русской общине, для того чтобы перейти с низшей ступени на вторую, высшую, необходимо несколько столетий. Только после этого страна дозреет до капитализма. Но это вовсе не значит, что Рос­сия уже сегодня не готова к социализму, хотя, согласно логике марксизма, социализм и коммунизм возникают только и только после того, как капита­лизм в этой стране себя исторически исчерпал.

Маркс, оценивая Россию как весьма отсталую страну, видел в такой от­сталости ее серьезное преимущество перед Западом. Сохранение коллектив­ной собственности плохо с точки зрения капитализма, но хорошо с позиций социализма, который именно на ней и основывается. Маркс неплохо знал российские особенности и выступил горячим защитником русской общины, обосновав великую историческую миссию этого социального института.

Рис. 3. Исторические типы поземельной общины

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 412.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: