Славянофилы и западники

В отличие от Ленина Маркс при анализе западноевропейского капитализ­ма опирался не только на солидную источниковедческую базу и эмпиричес­кие факты, но и на давнюю теоретическую традицию, прочную теоретичес­кую базу, заложенную трудами таких выдающихся ученых, как Сен-Симон, А. Смит, Д. Рикардо и десятки других экономистов, которые до сих пор чис­лятся в ряду классиков мировой науки. Степень зрелости теоретической на-

уки о капитализме соответствовала степени зрелости самого капитализма, успевшего обнаружить свои преимущества и недостатки.

Историческая зрелость западноевропейского капитализма проявилась именно в том, что он успел создать плеяду великолепных ученых, которые не витали в облаках абстракции и не фантазировали о том, каким должен быть капитализм в их стране. Они сформулировали свод теоретических знаний и поставили его на прочную эмпирическую основу. Но в России ничего подобного не было. Даже сама постановка вопроса о возможности капитализма в России подвергалась сомнению. Ученые спорили о том, есть в стране капитализм или его нет. Идейные позиции поляризовались. Усто­явшегося свода теоретических знаний, на который можно опереться при изучении фактического материала, не существовало. Если и появлялись теоретические разработки о новом общественном устройстве, то все они были заимствованными.

Сторонников капитализма в стране было меньшинство. Позиция народ­ников, не принимавших капитализм, поддерживалась и пропагандировалась

официальными кругами. В те годы никто еще не знал, что за капитализ­мом будущее, что по этому пути разви­тия вскоре встанет все прогрессивное человечество. Поэтому многие его считали неким историческим отклоне­нием, исторической случайностью, которую можно обойти стороной.

Отсутствие национальной теорети­ческой традиции при анализе капита­лизма вынудило Ленина воспользо­ваться готовой концептуальной схе­мой. Почему марксистской? В конце XIX — начале XX в. именно марксизм был доминирующим направлением не только в отечественной социологии труда, не только в социологии в целом, но и во всем обществоведении Рос­сии. С «Капиталом» Маркса русская интеллигенция связывала свои надеж­ды и прогрессивные намерения. «Капитал» успел стать безупречным авто­ритетом. Разделял общее настроение и Ленин.

Такова идейная обстановка на рубеже веков. Сама же объективная дей­ствительность не давала однозначного преимущества в пользу той или иной теории. В жизни тогдашней России можно было найти факты в пользу как теории капитализма, так и противоположной ей точки зрения. Интерпрета­ция фактов во многом зависела от выбора теории. Но сама по себе теория, разработанная в «Капитале», однозначных доводов в пользу одного из под­ходов не давала. Так говорил Маркс16. Более того, он указывал как на непре­ложный факт, что обобщение данных о России свидетельствует скорее о жизнеспособности русской общины, т.е. о недостаточности объективной почвы для капитализма.

16 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 251.

Был ли Маркс славянофилом? Вопрос не из простых. Маркса следует считать славянофилом условно или «постфактум». Реальное славянофиль­ство, как оно сформировалось под влиянием братьев Киреевских, Хомякова и братьев Аксаковых, базируется на совокупности теоретических положений, лишь часть которых разделял Маркс. К ним относятся: высокая оценка ис­торической роли крестьянской общины, признание возможности для Рос­сии специфического пути развития, акцент на ценностях коллективизма и кооперированном труде. Но Маркс не соглашался с другими установками славянофилов, в частности такими, как признание особой роли России, не­обходимость сохранения патриархальных институтов управления, в том чис­ле царского самодержавия, воин­ственное отрицание общечеловечес­ких ценностей в виде достижений западной цивилизации. Так, у И. Ки­реевского социокультурным началом русской самобытности выступало православие, с чем не мог согласить­ся Маркс. Но не потому, что он был в этом вопросе западником, т.е. отда­вал предпочтение католицизму или протестантизму. Маркс нивелировал роль религии как социального инсти­тута. Но он согласился бы с К. Аксаковым в том, что община является осно­вой русского общественного устройства.

Известно, что модель будущего социалистического устройства общества была разработана Марксом и Энгельсом в 1848 г. в «Манифесте коммунис­тической партии». Тогда у них, по их собственному признанию, были весь­ма ограниченные исторические познания17. В тот период у них еще оконча­тельно не сформировались концепция азиатского способа производства, глу­бокое и адекватное понимание общины во всем многообразии ее форм и видов. В этот период, назовем его ранним (в данном случае хронология твор­чества Маркса условна и целиком привязана к вопросу о роли общины), Маркс еще не приступал к изучению социальной истории России. Это слу­чилось в 1875 г., когда он, выучив русский язык, читал русскую прессу и общался с русскими мыслителями. К этому времени Маркс написал «Капи­тал» и успел подготовить к печати его первый том.

Ранний период завершается для нас созданием «Капитала». Как мы уже говорили, в письме к В. Засулич Маркс указывает, что «Капитал» применим только к странам Западной Европы, т.е. он служит теоретическим обоснова­нием лишь одной модели перехода к социализму, а именно западноевропей­ской — обязательно через капитализм. Конечно, для России она не годилась. Таким образом, Ленин (и все мы) знал только одну Марксову модель пе­рехода к социализму. Но оказывается, что у Маркса было две, а не одна мо­дель перехода. Иначе неясен смысл его письма В. Засулич. Там он говорит: в России необходима революция, она может уже сейчас перейти к социализ­му, минуя капитализм и сохранив общину18. Такова зрелая модель Маркса

17 Фува Т. Марксова теория развития и азиатский способ производства // Народы Азии и Африки.1988. № I.C. 60.

18 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 401, 407, 410.

перехода к социализму, с которой не был, по всей видимости, знаком Ленин: в основном его произведении мысли Маркса о русской общине не нашли отражения.

В ранний период исходным объектом для изучения и построения модели перехода к социализму для Маркса служила Англия. Естественно, что модель получилась западноевропейской, исторически неполной. В зрелый, или по­здний, период Маркс расширил свои познания и предложил еще одну мо­дель перехода. Поскольку объектом изучения служила Россия, вполне логич­но, что модель получилась восточноевропейской. Неизвестно, что случилось бы, если бы Маркс взял за пример Америку. Может быть, на свет явилась бы третья модель перехода?

Вопрос вполне уместный с методологической точки зрения. Дело в том, что модель структуры социалистического общества по своему научному ста­тусу является общесоциологической. И она не менялась: нет общей модели для Англии, нет другой общей модели для России. Иное дело концепция пере­хода к социализму. У нее другой статус: она является частносоциологической моделью. Следовательно, она просто обязана учитывать внутристрановую специфику — географию, историю, экономику, социальную структуру и культуру того общества, к которому применяется общая модель. Конкретная теория операционализирует общую и, следовательно, серьезно отличается от нее и от другой конкретной модели. Поэтому нет ничего удивительного, с точки зрения самых строгих канонов науки, в том, что один автор предлага­ет несколько частносоциологических моделей перехода к социализму.

Конечно, нет противоречия в том, что у Маркса несколько моделей пе­рехода к социализму. Противоречие появляется тогда, когда одну модель при­меняют там, где должна действовать другая. Прав ли Ленин, применивший западноевропейскую модель перехода к типично восточноевропейскому ре­гиону? В 1950—60-е гг. на Западе появилась известная всем теория модерни­зации. Она описывала путь, каким отсталые страны должны догнать пере­довые и достичь материального благополучия. Из сферы теории эта модель вскоре перекочевала в практическую область. Исламские страны, в частно­сти Иран, начали вестернизировать сверху. В результате сегодня Иран резко повернул к традиционному обществу под флагом идеи исламского фундамен­тализма. Обнаружилось, что экономически он отстал от тех исламских стран, которые не гнались за Западом, а развивались согласно внутренней логике и национальной специфике.

На пути механического подражания ничего путного не рождается. Из чего возникла французская социология? Из попытки мыслителей объяснить, по каким социальным причинам Франция отстает в капиталистическом разви­тии от Англии. Немецкая социология возникла из попытки М. Вебера, В. Зомбарта, Г. Зиммеля и других лидеров Общества социальных политиков объяснить национальную специфику Германии, проанализировать соци­альные факторы, сдерживающие общество на пути капиталистического раз­вития. Национальная социология рождается на национальной почве, а не на нейтральной полосе.

А где в России великая национальная социология, дарящая миру ориги­нальные идеи? Попробуем разобраться.

Среди отраслей русской социологии XIX в. наиболее оригинальной и са­мобытной была аграрная социология. А «рабочий вопрос» возник в обще-

ственном мнении России лишь в конце 1880-х гг. после того, как государ­ство вмешалось в прежде никак не регулируемые отношения между трудом и капиталом. Для выяснения ситуации в промышленности создаются специ­альные органы контроля — фабричные инспектора, которые проводят регу­лярные обследования положения рабочих. Постепенно формируется необ­ходимая науке эмпирическая база, и лишь после этого в России появляются основополагающие научные труды о промышленном производстве и зарож­дается индустриальная социология.

Однако и раньше в стране предпринимались попытки дать систематичес­кое описание положения рабочего класса. Например, В.В. Берви-Флеровский в произведении «Положение рабочего класса в России»19 использовал боль­шой статистический материал и лич­ные наблюдения, но они не позволили ему создать теоретически непротиво­речивую концепцию рабочего класса. Любопытно, что, хотя автор пишет о рабочем классе, главным действую­щим лицом книги выступает русская община. Основанная на всеобщности труда и коллективизме коммуна, по мнению Берви-Флеровского, может стать высшей формой самоуправления народа. Только общины способны про­тивостоять разлагающему влиянию на общество бюрократии и превратиться в точки социального возрождения России.

Работа Берви-Флеровского появилась в 1869 г., когда в центре обществен­ного внимания еще находился крестьянский, или общинный, вопрос. Мно­гие из рядов русской интеллигенции искали в общине спасительный мостик в будущее, местами преувеличивая ее достоинства. Именно в это время до­стигает расцвета самое мощное в отечественном обществознании направле­ние — русская государственная школа, поставившая изучение поземельной общины на недосягаемую научную высоту. Вполне естественно, что выводы и ход анализа Берви-Флеровского были созвучны духу времени. Но почему его работу очень высоко оценил Маркс еще до того, как он вплотную при­ступил к изучению России?

В начале XX в. доминирующими становятся марксизм, методология со­циально-экономического анализа, разоблачительная критика российского капитализма и эмпирические исследования предприятий. Появляются такие крупные фигуры, как М. Туган-Барановский, К. Пажитнов, А. Лаппо-Дани-левский. Реально оценивая уровень развития российского капитализма, точ­кой социального возрождения они считают все-таки промышленный труд, а не сельскую общину. Их кредо можно выразить так: спасением России от язв первоначального накопления капитала и недостаточного развития капи­тализма может быть только развитие самого капитализма. Чем не ленинская формула?

19 Берви-Флеровский ВВ. Избранное. Экономика. Произведения. М., 1958—1959. Т. 1.

На основе тщательного анализа и привлекая факты, Туган-Барановский стремился доказать синхронность развития российского и мирового капи­тализма. С середины XIX в. Россия переживала те же промышленные кри­зисы и почти в то же время (с отставанием на 40—50 лет), что Западная Евро­па и США. Для Туган-Барановского это решающий аргумент в пользу того, что Россия является капиталистической страной, что она прочно и беспово­ротно втянута в кругооборот мирового капитализма20.

Но синхронны ли два капитализма? Маркс не отрицал того факта, что Россия уже заражена капитализмом. Но что это за капитализм? Индустри­альные накопления в аграрной стране с крайне неэффективным управлени­ем возможны только за счет разорения огромной массы крестьянства. «Го­сударство выпестовало те отрасли западной капиталистической системы, ко­торые, нисколько не развивая производственных возможностей сельского хозяйства, особенно способствуют более легкому и быстрому расхищению его плодов», — писал в 1881 г. Маркс21. Но разве в 1930-е гг. и позже промыш­ленность создавалась не за счет ограбления крестьянства? По существу по­добные отрасли есть не что иное, как «наросты капиталистической систе­мы», — биржа, спекуляции, банки, акционерные общества, железные доро­ги, которые в отсталой стране «легче всего было привить»22. Получается множественный паразитизм: сначала на крестьянстве паразитирует промыш­ленность, затем она дает жизнь паразитирующему финансовому капиталу, а над всеми ними нависает еще один спрут — госаппарат, который является своеобразной «сверхобщиной».

Однако крупные промышленные предприятия, которыми гордились сто­ронники российского капитализма и приводили их в качестве решающего критерия его существования в стране, находятся под опекой и протекцио­низмом государства, что помогает формироваться монополиям, но препят­ствует развитию мелкого и среднего бизнеса — основы частного капитала. Последний и не может развиться, так как в стране нет соответствующей финансовой опоры.

Итак, по Марксу, русской общине, для того чтобы перейти с низшей сту­пени на вторую, высшую, необходимо несколько столетий. Но и для разви­тия адекватных капитализму финансовых институтов тоже необходимо не­сколько веков. И это говорит признанный специалист по капитализму, с мнением которого считается весь мир. Но Ленин и Туган-Барановский при­держиваются иной точки зрения: если Россия и отстает от Европы, то на несколько десятилетий, которые легко наверстать при нынешних темпах экономического развития.

Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М, 1938. Т. 1. С. 259-293.

21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 409.

22 Там же. С. 409.

ЭЭ7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: