Право оперативного управления, сужение правового поля относительно права хозяйственного ведения является ограниченным вещным правом, которым наделяется казенное предприятие или учреждение для осуществления собственной деятельности в пределах, очерченных требованиями закона, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Субъектами данного права являются федеральные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое или физическое лицо) является их собственниками. Содержание ст. 115 ГК не оставляет сомнений в том, что казенным по ГК может быть только федеральное предприятие.
Объектом права оперативного управления служит имущество казенного предприятия и учреждения.
Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Как явствует из определения, пределами осуществления этого права являются: требования закона; цель деятельности; задания собственника и назначение имущества (п. 1 ст. 296 ГК).
|
|
Качественный анализ права оперативного управления требует нахождения содержания интересов того или иного предприятия. Рассмотрим основные положения статьи 296 ГК:
1. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст. 115 ГК), так и учреждения (ст. 120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие – всем своим имуществом.
Рассматривая казенные предприятия как специфический субъект экономико-правовых отношений, ГК в статье 297 отражает особенности распоряжения его имуществом.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
|
|
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
В основании экономико-правового развития имущественного содержания учреждения лежит ст. 298 ГК о распоряжении им.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В свою очередь развивая имущество как элемент определенного экономико-правового процесса следует уточнить формообразующий фактор приобретения и прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления (ст. 299 ГК).
В п.1 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления при создании УП или учреждения. По общему правилу, имущество становится объектом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению. Понятие "передача" раскрывается в ст.224 ГК.
На практике факт закрепления государственного или муниципального имущества на балансе УП или учреждения признается передачей имущества и создает презумпцию наличия у этих юридических лиц одного из рассматриваемых прав. Аналогичное правило должно действовать в отношении учреждений, создаваемых иным собственником. При этом необходимо учитывать следующее:
а) из закона или иного правового акта, либо из решения собственника может следовать, что имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;
б) данная норма носит диспозитивный характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.
В п.2 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления после создания предприятия (учреждения), т.е. в процессе их хозяйственной деятельности. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности. При этом имущество, приобретенное УП за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия (информационное письмо ВАС РФ от 31 июля 1992 г. "О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности" - Вестник ВАС РФ, 1993, N 1, с.96).
Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (п.2 ст.296 ГК).
В случае приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось.